Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • отчеты / витебск, смоленск

    ОТЧЕТЫ / ВИТЕБСК, СМОЛЕНСК

    08 - 10/02/2002
    пункты поездки: Минск - Витебск - Смоленск

    Смоленск, такой близкий, и такой далекий одновременно (я ни разу в нем не бывал до этого!), притягательный своими древними церквами, своей аурой древнерусского города, не давал ни одного шанса упустить возможность побывать в нем. А потому высматриваем расписания, закупаем пиво и едем.

    Из двух возможных вариантов добирания до Смоленска по железной дороге - через Оршу напрямую по московскому ходу и через Витебск по неэлектрифицированной ветке - я выбрал второй. Все-таки кусок Орша - Смоленск изъезжен мной вдоль и поперек по нескольким поездкам в белокаменную, а вот ветка от Витебска оставалась загадкой. Дизельной загадкой. А я питаю некую слабость к дизель-поездам.

    Стартовал на шестисотом поезде Гродно-Витебск, известным своим полубомжеватым состоянием. На самом деле он оказался в достаточно приличном состоянии, чтобы характеризовать его так низко. Правда, проводница как-то слабо соображала, что и как нужно делать, так что пришлось ей иногда помогать советами. Поезд - классический пассажирский, остановки возле каждого столба. Чего только стоят такие перлы как Минск-Восточный, Жодино-Южное, где люди садятся только на пригородные? Так или иначе, мы по-немному двигались в сторону Орши.

    Орша - этот крупнейший железнодорожный узел в Республике Беларусь - встретил нас равнодушной поземкой, темным вокзалом, заспанными глазами пассажиров в залах ожидания. Длительная остановка, за время которой я успеваю сбегать на вокзал и купить противного местного пива с болотным вкусом. Что ж, такова се ля ви.

    Скрипнули, тронулись, застучали по стыкам. Поезд сворачивает на ветку Орша - Витебск, по которой мне еще ни разу не приходилось ездить. Собственно, ночью ничего не видно, поэтому заворачиваюсь в теплую одежду и пытаюсь спать. Но я так давно никуда не ездил по железке, что заснуть не могу, все прислушиваюсь к стуку колес, мерному посапыванию соседа по плацкарте. Не выдерживаю, встаю, покупаю чай, сажусь и смотрю в окно. Снежит сильно. Редкие огоньки полустанков, редкие остановки, громкий смех где-то в вагоне...

    В пять утра прибываем в Витебск. До отправления дизеля Витебск - Смоленск остается три с лишним часа, так что есть время прогуляться по вокзалу, а может и по городу. Вокзал мощный. Два этажа, где на первом билетные кассы, киоски и прочее, а на втором зал ожидания. Зал ожидания, правда, немного вонюч, но это скорее от группы лиц неопределенной социальной и национальной принадлежности, расположившихся в углу. Усаживаюсь на верхнем этаже на некой галерее и проваливаюсь в дремоту, попутно прислушиваясь к гулу информатора. В 6 утра открывают пригородные кассы, так что решаюсь прогуляться к ним и приобрести билетик. Возле окошка очередь в человек 30. Но меня этот факт не смущает, потому что у меня еще целых два с половиной часа ожидания. А вот моего соседа смущает: до его дизеля на Оршу осталось несколько минут. "Ну давайте там быстрее, у меня сейчас на Оршу идет дизель!", а в ответ: "У всех на Оршу". Смех мужиков.

    Выхожу в город. На улице после ночного холода неожиданно тепло. Даже начинает подтаивать лед на асфальте. Подъезжает троллейбус какого-то маршрута, куда я и сел. Доехал до конечной и вернулся обратно на вокзал, попутно осмотрев некую часть города. Помимо серой погоды, серый и город, но чертовски уютный.

    Мой дизель стоит на первом пути первой платформы. Чертовски приятно, что уезжаем с таким форсом! Но... почему вагоны такие ржавые? Какая-то сюрреалистическая рыжая масса стекавши с крыши вагонов, застыла на полпути, превратившись в огромные потеки. Ржавые окна, ржавые двери, ржавые стенки! Смотрю на состав: ДДБ1 под "машкой" 0259, запоминаю этот факт.

    Вагоны состава крайне необычные. Через один расположен открытый туалет, а тамбуры с обеих сторон вагона поражают своими масштабами - хоть в футбол играй! В салоне пусто, только какая-то семья из четырех человек расставляет свои вещи на верхней полке. Я усаживаюсь на самом удобном месте рядом с печкой и смотрю за вокзальной суетой. Вдруг понимаю, что за 4 часа поездки захочется пить, спускаюсь с вагона, покупаю минералку. Народу в салоне все больше и больше, поэтому сажусь на место не самое удобное.

    Тронулись. Проплывают огромные овраги, опять пошел снег, на этот раз мокрый. Тихий говор народа, информатора, впереди 230 километров на дизельной тяге.

    Ближе к границе народ начинает по-немногу убывать из салона. В итоге в вагоне остается та самая семья из 4 человек да я. Стоим на границе. Стоим достаточно долго, так что я решаюсь выйти из вагона и посмотреть на природу. Оказывается, в соседнем вагоне идет какой-то выборочный досмотр какими-то полупограничниками в черной форме. В общей сложности дизель стоит минут 30. Наконец-то слышится объявление машиниста об отправлении и поезд снова трогается.

    Картина резко меняется. Той облагороженности белорусских полустанков больше нет. Все больше какое-то запущенное. Ветка, кстати, двухпутная, о чем дают знать редко проносящиеся грузовые составы. В какой-то момент за окном мелькнул настоящий Д1 красного цвета! Это был первый и пока что последний раз, когда я видел этот легендарный вагон.

    Ближе к Смоленску понимаешь, какой это медвежий край. Вагон идет по девственным лесам, а остановки называются не иначе как 396-й км, 400-й км, 407-й км, 411-й км. В Смоленской области заметно теплее, видно, что снег в основном остался только в лесу. Тем более факт удивительный, когда вспоминаешь ночной холод в поезде и поземку в Орше.

    Наконец-то появляются признаки крупного города: промзоны, подъездные пути, коптящие трубы. Поезд медленно въезжает на платформу станции Смоленск. Вокзал островного типа, с несколькими подземными переходами. Спускаюсь вниз, захожу в зал ожидания и вижу бесплатный телефон-автомат. Чертовски приятно, черт побери, знать и пользоваться таким благом человечества! Вызваниваю своего знакомого товарища, проживающего в Смоленске, и мы вместе идем смотреть на город.

    В городе трамвай - основной транспорт. Хотя смоленский трамвай явно переживает не самые лучшие времена, все же КТМ8 еще бегают быстренько. В салоне кондукторша упорно всех обилечивает, заставляя приобретать какого-то странного вида талоны. За окном стихийные рынки, грязноватые улицы и... красивый Смоленск! Если бы еще Днепр по-больше, то был бы свой маленький Питер под боком.

    ...За день вроде бы посмотрели все, что можно: Успенский собор, кремль (поражает линия электровольтных передач, проходящая прямо по кремлю), множество церквей. Все находится в пешеходной досягаемости от центра города. Множество памятников жутко древних: 12-14 века! Стоит также увидеть и улицы, те самые улицы, выстроенные век назад до революции, имеющие свой невообразимый, неповторимый аромат. Причем аромат именно свой. У Киева - киевский, у Питера - питерский, у Смоленска - смоленский.

    Мой обратный поезд №196 Москва - Брест приходит в 2:40 ночи. Сижу в зале ожидания, пытаюсь не спать. Вокруг достаточно много храпящего народа, так что задача усложняется. Усложняется вдвойне, если вспомнить, что я почти не спал по дороге в Смоленск.

    Подъезжает состав. В вагоне натоплено до состояния бани, но мне такое тепло кажется высшим блаженством на свете после суток холодных мытарств. Залезаю на верхнюю полку и моментально проваливаюсь в сон. Просыпаюсь уже где-то под Смолевичами. За окном все та же поземка...

    Денис Б.

    >> к списку отчетов <<

    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz