Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • отчеты / гомель, брест

    ОТЧЕТЫ / ГОМЕЛЬ, БРЕСТ

    16/05/2003
    пункты поездки: Минск - Гомель - Калинковичи - Житковичи - Лунинец - Брест

    Идея проехать на 'собаках' по железной дороге через белорусское полесье возникала уже давно. Но маршрут довольно протяженный, поэтому эта поездка постоянно откладывалась. Дополнительные сложности возникали из-за малого количества дизель-поездов. Так например на участке Калинковичи-Житковичи ходит всего один дизель-поезд в сутки.

    Наконец-то долгожданный день отъезда. До Гомеля решаю ехать поездом, т. к. этот участок пути довольно хорошо знаком по предыдущим поездкам. Раннее утро, погода стоит замечательная и настроение тоже. Иду в кассы за билетом. Тут меня ожидает небольшое разочарование - билетов в общий вагон нет. Беру плацкартный. До отправления поезда №644 Минск-Гомель еще около 20 минут. В голове состава ЧМЭ3 подцепляет два прицепных вагона Гродно-Гомель и быстро отваливает. Вскоре появляется локомотив ТЭП70-266 которому предстоит тянуть наш поезд до Гомеля. Поезд довольно длинный - около 15 вагонов. Зайдя в вагон я с удивлением обнаружил, что я в нем единственный пассажир- хоть в футбол играй. До отправления появляется еще несколько человек.

    Гудок локомотива, плавное трогание с места точно по расписанию - 6.44 Не очень то шустро поезд покатил на юго-восток. Может за городом "раскочегарится"? Встречные поезда в основном были представлены электричками. Первая остановка Пуховичи, стоянка 2 минуты. На соседнем пути нас пропускает длинный грузовой состав с ТЭ10У во главе. Следующая станция Осиповичи. Здесь вагон пополняется еще несколькими пассажирами. Стоянка несколько затягивается, т. к. всречный дизель-поезд опаздывает. Поезд идет вяло, до Осиповичей шел по времени столько же как обычная электричка. На станции Ясень наш поезд обгоняет стоящий на боковом пути дизель-поезд. Навстречу проходит сначала грузовой поезд, через некоторое время пассажирский: Гомель - Минск.

    Следующая остановка ст. Березина. Короткая стоянка и поезд устремляется дальше на юго-восток. Через несколько минут после отправления довольно большой охраняемый 3-х пролетный мост через р. Березина. Непосредственно перед мостом дорога становится однопутной. После моста снова двухпутка. Ландшафт после Березины несколько меняется. Густые леса состоящие из берез и осин уступает свое место полям, изрезанным лесополосами. Ст. Красный Берег, стоянка 1 минута. Вокзал довольно большой из белого кирпича, платформы недавно заасфальтированы. После станции небольшой мост с пролетами через довольно полноводную речушку. Дорога пролегает дальше через приднепровскую низменность. Вдалеке виднеются большие трубы промышленных предприятий. По-видимому это БМЗ - белорусский металлургический завод. Значит скоро город Жлобин. Небольшой разъезд - Жлобин-Западный. Сразу за ним начинается развязка железных дорог. Поезд проходит под ж. д. мостом и вскоре начинается сама станция. Честно говоря я не ожидал, что Жлобин такая крупная станция. А в принципе это вполне понятно. Оживленное движение местного масштаба Минск-Гомель дополняется интенсивными грузовыми потоками по широтной магистрали Санкт-Петербург-Одесса из России на Украину, а также из Литвы и Беларуси на Украину.

    Слева по ходу поезда находятся депо, где виднеются несколько дизель-поездов ДР1A, маневровые локомотивы ЧМЭ3 и штук 5 потертых двухсекционных 2ТЭ10У. Справа множество путей (10-15) напрочь заставленных товарными составами. За ними красуется высокая водонапорная башня из красного кирпича, невольно напоминающая о паровозной эпохе. Наконец-то, долго лавируя между грузовыми составами, наш поезд подруливает к вокзалу. Вокзал средних размеров, центральная часть которого выше боковых. Вокзал покрашен в унылый серый цвет. Рядом отдельное здание билетных касс. Привокзальная площадь особого восторга не вызывает, состояние не ахти. Общую картину усугубляет стоящая другом конце маленькой площади длинная 5-этажная "хрущоба". На платформах множество торговцев детскими мягкими игрушками, начиная от маленьких "котят" и заканчивая огромными, размером с человека "тигрятами" и "слонятами". Продавцы носятся как угорелые от вагона к вагону, расхваливая свой товар. Но стоянка поезда всего 5 минут - слишком мало для успешной сделки. Трогание с места точно по расписанию. Сразу за вокзалом станция заканчивается, однопутная дорога на Калинковичи отходит по кривой малого радиуса справа по ходу поезда. Судя по карте, вскоре должен быть Днепр. И точно, насыпь становится все выше, дорога становится однопутной и через некоторое время поезд набирая ход грохочет по мосту через р. Днепр. По ширине река очень напоминает Березину под Бобруйском, если и больше, то не намного. Восточный берег Днепра представляет собой заболоченную низменность, которая тянется около километра. После Жлобина поезд ощутимо прибавил ходу, шел километров 90 в час. Еще одна короткая стоянка - Буда-Кошелевская. Типичная небольшая станция, последняя остановка перед Гомелем. Почти до самого Гомеля поезд шел что называется "c ветерком".

    Меня разбирает любопытство - какой он, второй по величине город Беларуси? Гомель крупный железнодорожный узел. Железные дороги расходятся в пяти направлениях: на Жлобин, Калинковичи, Брянск, Чернигов и Бахмач. Хотя движение поездов интенсивное, осуществляется полностью на тепловозной тяге. По количеству поездов самый напряженный участок Гомель-Жлобин и далее Минск. На всем протяжении до Минска железная дорога двухпутная, за исключением мостов через Березину и Днепр.

    Скорость заметно уменьшается, начались предместья Гомеля. Промзоны чередуются с частным сектором и панельными многоэтажками. Даже из окна вагона нетрудно заметить, что город хорошо озеленен. По городу поезд идет долго. Ближе к вокзалу локомотивное депо - стоят известные тепловозы 2М62, ТЭП60, 2ТЭ10У. Сразу привлекает внимание множество пассажирских вагонов, стоящих на боковых путях. Причем много вагонов выглядят как новенькие, некоторые окрашены в нетипичный для БЧ зеленый цвет - принадлежат РЖД. Это и понятно, где-то поблизости находится крупный вагоноремонтный завод. А вот и вокзал. Ну наконец-то. По виду на эту сплошную стройку мне становится слегка не по себе. А что если залы ожидания закрыты, все таки впереди ночевка!

    Вокзал монументального типа, большой, особенно когда попадаешь вовнутрь. Как только вы заходите в вокзал, на вас с высокого постамента сразу смотрит - кто бы вы думали? Ну конечно же он, вождь мирового пролетариата.

    Ура, вокзал полностью работоспособен. Массированные строительные работы ведутся только перед вокзалом: замена первых двух путей и укладка плитки на платформы. В зале ожидания множество деревянных сидений с плавно изогнутыми деревянными спинками. Для ночевки годится! Рядом со старым - новое здание вокзала. В нем пригородные кассы, камеры хранения, кафе и т. д. Планировка интересна тем, что потолок в центральной части стеклянный, поэтому днем там всегда светло. Путей на вокзале примерно 8, плюс имеются еще два тупиковых пути специально для пригородных поездов в направлении Жлобина и Калинковичей. К платформам можно выйти как через пешеходный мост, так и через тоннель. Грузовые поезда тоже проходят через пассажирскую станцию. Во время осмотра вокзала появился длинный состав, состоящий целиком из цистерн. Локомотив приписан к депо Чернигов и представлял собой интересный гибрид: обычный тепловоз 2М62У + еще одна секция от тепловоза 2М62У. Все три секции исправно функционировали. Наверное для тяжелых составов тепловоз 2М62 все же слабоват. Облазив весь вокзал забираюсь на мост. Внизу как раз происходит смена локомотива у какого-то пассажирского поезда, следующего на Украину. Белорусский ТЭП70 уступает место своему украинскому "коллеге" - это половинка тепловоза 2ТЭ116.

    С осмотром станции покончено. Куда дальше? Собака на Калинковичи уходит только следующим утром в 6.55. Времени еще прилично, и хотелось бы как следует осмотреть в город. С чего начать? Привокзальная площадь средних размеров, все довольно аккуратно. Хорошо смотрятся каштаны в скверике, сейчас середина мая и все каштаны цветут. Общественный транспорт представлен автобусами и троллейбусами, а также бесчисленными маршрутками. Троллейбусная сеть города разветвленная, решаю покататься на троллейбусе. Наметив по схеме примерный маршрут передвижения и закупившись талончиками начинаю осуществлять свой план на деле. Центральная часть города застроена 4-5 этажными домами "сталинской" архитектуры. Город очень хорошо озеленен, самое любимое гомельчанами дерево - это каштан. Они буквально повсюду. Через некоторое время мост через реку Сож. С моста хороший вид на реку и город. Поездка тянется долго, придется скорректировать свой первоначальный план, нельзя объять необъятное. На обратном пути выхожу в районе реки и иду по направлению к парку. Правый берег у Сожа обрывистый, левый более пологий. В районе парка бетонная набережная, немногочисленные кафе и причал, где стоит пришвартованный прогулочный теплоход. Можно было и покатать но из-за неопределенного времени отправления (по мере накопления пассажиров) отказываюсь от этой затеи. В парке еще один на этот раз пешеходный мост через Сож. Мост очень высокий и вид на речку и окрестности открывается красивый. Еще немного побродив по парку, продолжаю свой "троллейбусный" тур по городу. Ближе к вечеру подтягиваюсь к вокзалу. Ноги прямо отваливаются от усталости. В темное время суток вокзал со стороны площади освещается разноцветными прожекторами, причем один цвет плавно переходит в другой. Пора и на ночлег устраиваться. В зале ожидания не очень людно, регулярно курсируют менты, выискивая подозрительных личностей. Немного задремав, просыпаюсь от громких криков: объявляют какой-то поезд. "Матюгальники" в зале ожидания орут так громко, что способны мертвых с того света поднять, какой там сон! И так всю ночь, да и как-то все тело затекает в этих сиденьях. В общем поспать толком не удалось. Утром состояние фиговое, еще наверное хуже чем вечером. Но свежий утренний воздух делает свое дело, сонное состояние постепенно пропадает. Скоро ехать дальше. Уходит пассажирский поезд с ТЭП-70 на Минск, наверное фирменный, потому что в динамиках играет какой-то бодрый марш. Вскоре появляется тепловоз ТЭП-60 с поездом Москва-Брест. Половина вагонов отцепляют здесь в Гомеле, на Брест уходит только половина состава. Что ж разумно. А вот и мой дизель-поезд на Калинковичи, уже привычный ДР1А под номером 162. Почти все сидячие места заполнены преимущественно дачниками. Отправление в 6.55, если пойдет как задумано то сегодня вечером в 22.26 я буду уже в Бресте, преодолев 540 км. Ну что хочется сказать о Гомеле, город мне понравился: ухоженный, очень хорошо озеленен, жалко конечно, что загрязнен радиацией...

    После отправления дизель особо не разгоняется, вскоре очередная платформа заполненная дачниками. Слева большая сортировочная станция. А вот дизель-поезд сворачивает на боковой путь и устремляется на запад, двухпутка на Минск остается справа. Еще несколько остановок, вагон пополняется новыми партиями дачников. Наконец-то микрорайоны кончаются, начинаются крупные промзоны. Справа находится химический завод, высоченные трубы которого изрыгают клубы белого дыма. Хорошее же место подобрали для такого завода: располагается в самой западной части города, что при доминирующих западных ветрах автоматически означает перенос выбросов на город.

    К главной железке подходят многочисленные подъездные пути с промышленных предприятий. Дорога становится однопутной. Вообще до самых Калинковичей дорога почти повсюду однопутная, за исключением может быть двух или трех перегонов между станциями. Небольшая станция, на ней нас уже дожидается пассажирский поезд Гродно-Гомель, локомотив ТЭП60. Вагон постепенно пустеет. Ближе к Днепру в вагонах остается совсем мало людей. Дорога пролегает через леса, причем зрелые, т. е. деревья высокие. За несколько километров перед Днепром местность становится плоской, частично болотистой, чувствуется близость большой реки. Дорога пролегает на насыпи. Типичная 3-х путная станция, на одном из путей стоит встречный грузовой поезд, локомотив 2ТЭ10У. Как только последний вагон дизеля прошел через стрелки, грузовому составу сразу открыли зеленый.

    На плоской болотистой низине можно наблюдать кое-что для белорусских пейзажей совсем необычное - это нефтяные вышки. А вот и Днепр. Слившись с Березиной несколько десятков километров вверх по течению, река становится широкой и полноводной. С моста видно идущий вниз по течению буксир с грузовой баржей. Если левый берег Днепра был пологий то правый наоборот обрывистый. Сразу за мостом дорога пролегает в выемке. На правом берегу Днепра стоит город Речица. Станция небольшая, путей 6, а вокзал для такого вроде бы крупного города показался мне совсем уж крохотным. Платформа заполнена людьми, полупустой вагон снова наполняется дачниками.

    Станция Василевичи является узловой. Здесь к основной дороге примыкает тупиковый 45-километровый участок до ст. Хойники. На боковом пути стоит тепловоз М62 с двумя пассажирскими вагонами. Скорее всего этот поезд ходит до Хойников. На соседнем пути грузовой состав, в голове состава тепловоз М62 (Барановичи) с работающем дизелем. После Василевич снова видно нефтяные вышки, причем некотрые из них даже работают. Дорога идет дальше через леса, причем довольно часто встречаются дубы. Перед Калинковичами справа подходит железная дорога из Жлобина. Прибытие на станцию по расписанию. Машинист объявляет что дизель-поезд будет следовать до ст. Житковичи. До отправления еще час с небольшим. Самое время осмотреться. Вокзал средних размеров заслуживает особого упоминания. Похоже тут не так давно был капитальный ремонт, и какой! Все сделано по высшему разряду. Весь вокзал внутри отделан гранитом и мрамором. Интересно, сколько же это стоило? Все остальное также сделано шикарно, до самых мелочей. Добротные двери, пластиковые окна, даже радиаторы отопления "европейского" типа. Есть даже небольшой стенд с краткой историей станции. Согласно ему первые поезда пошли здесь в 1884 году. А полесская железная дорога между Брестом и Гомелем была построена в 1882-1886 годах. Железная дорога Петербург-Одесса была построена значительно позже где-то 1920-х, после чего ст. Калинковичи стала узловой.

    В главном зале табло со временем прибытия и отправления поездов. Стенд с расписанием висит на нужной высоте. Цифры ярко-зеленые на черном фоне, т. е. отлично читается. Вещь действительно редкая для наших вокзалов. Вход в пригородные кассы правда отдельный и из главного зала в них не попасть. В общем если бы у нас был конкурс вокзалов я бы не задумываясь отдал бы ему 1-е место.

    А все остальное как обычно: небольшая привокзальная площадь, мини-рынок, несколько магазинов, правда цены выше минских процентов на 20-30. Но на улице продают пирожки с мясом прямо богатырских размеров. Съешь один и уже сытый! С пешеходного моста хороший обзор на станцию. Вот со стороны Гомеля показался грузовой состав, кстати тот самый, который стоял в Василевичах. Много путей заставлено составами, состоящими целиком из цистерн. Дает о себе знать близость мозырьского нефтеперерабатывающего завода. Вдали виднеется депо, там стоят ЧМЭ3 и несколько тепловозов серии 2ТЭ10. Дизель-поезд попался привередливый. Дизель в головном вагоне перед отправлением стал глохнуть но потом кое-как завелся снова. Дальше короткая поездка по станции, потом поезд ныряет под ж. д. мост и станция заканчивается. Кстати мне показалось, что железная дорога на Овруч даже двухпутная.

    Дорога идет почти все время через лес, река Припять идет южнее, параллельно железке. Поезд часто пресекает многочисленные ручейки и ручушки, текущие в Припять. Река Птичь достаточно полноводная и мост тоже приличный. А так сплошные леса, местность плоская, одним словом полесье. Станции в основном все ухоженные, все покрашено и побелено, чувствуется, что за всем следят. До Житкович на разъездах встретилось два грузовых состава. После очередного о. п. дизель в головном вагоне похоже совсем "сдох". Cкорость ощутимо снизилась, особенно это заметно при разгоне после остановок. Ну и как следствие поезд прибывает на ст. Житковичи с получасовым опазданием. Житковичи со всех сторон окружены густыми лесами.

    До отправления поезда на Лунинец остается полчаса. Этот дизель-поезд приезжает со стороны Лунинца, стоит минут двадцать и едет обратно в Лунинец.

    После его прибытия через несколько минут с того же направления приезжает грузовой поезд и без остановки следует дальше, на Калинковичи. Похоже что здесь идет массовая заготовка леса, на заготовительном комбинате видны буквально горы толстых бревен. Раньше вероятно дорога была двухпутной, во всяком случае полотно отсыпано под два пути, через речки местами даже сохранились мосты.

    Большая станция перед ст. Микашевичи. Здесь рядом находится огромный карьер, где добывается гранит, гравий, галька. Несколько составов из открытых вагонов, а также думпкаров стоят под погрузкой. Поблизости также есть речной порт и часть гравия грузят на баржи. Слева по ходу поезда виднеется несколько портовых кранов. Следующая станция Микашевичи, здесь некоторое время дожидаемся встречного. Им оказался пассажирский поезд Брест-Москва. Дальше до Лунинца лесов становится меньше, а деревень больше. Перед Лунинцем поезд идет по длинной кривой, по сути поворачивает на 90 градусов. Перед станцией справа виднеется база запаса где кроме длинных рядов паровозов, стоит множество отслуживших свое тепловозов 2М62. Далее располагается депо, но похоже что оно оборотное и постоянно приписанного подвижного состава тут нет. Хотя еще лет 5 назад я видел тепловозы с надписями "Депо Лунинец"

    Далее слева примыкает железная дорога на Сарны, справа находится сортировочная горка. Вокзал средних размеров, хотя внутри он мне показался тесноватым. Перед вокзалом две длинные асфальтированные платформы. Стоянка минут 20 и дальше на запад! В конце станции поезд снова уходит по длинной кривой, двухпутка на Барановичи остается справа. До Бреста еще 5 с половиной часов пути. До Пинска несколько станций представляли собой обыкновенные 3-путные разъезды. Только ст. Ясельда (Городище) несколько отличалась. Сразу за станцией мост через полноводную но сильно заболоченную реку Ясельда. Следующая станция Пинск. Город крупный, виднеются микрорайоны застроенные девятиэтажками. Хотя Пинск станция не узловая к основной железке подходит пути с многочисленных промышленных предприятий. Вокзал достаточно большой. Происходит практически полная смена пассажиров, почти все выходят но вагон тут же полностью заполняется новыми пассажирами. Солнце клонится все ниже, день переходит в вечер. Южнее железной дороги расположен Днепровско-Бугский канал, вскоре после Пинска можно разглядеть вдалеке несколько портовых кранов. Ст. Молотковичи, дизель сворачивает на боковой путь, вскоре показывается встречный дизель-поезд. Поездка продолжается. На ст. Янов-Полесский несколько боковых путей, погрузочно-разгрузочные площадки. На ст. Дрогичин вокзальчик маленький, но похоже недавно отремонтирован. Стоянка затягивается, минут через десять слышен гудок тепловоза ТЭП70 и по станции без остановки проносится пассажирский поезд.

    Местность все такая же плоская, только лесов где-то после Пинска стало поменьше. На ст. Кобрин дизель прибывает уже в полумраке. Вокзала не видно, на первом пути стоит пассажирский поезд Брест-Минск. После Кобрина дизель демонстрирует на что он способен. На некоторых участках скорость достигает 90-100 км/ч. Я не и знал, что обычно медлительный дизель-поезд может ехать так быстро. Видимо путь тоже играет роль, так как только путь становится бесстыковым, скорость заметно возрастает. Становится почти совсем темно и в вагоне включают свет, так что за окном теперь совсем ничего не видно. Ну наконец-то, вот справа по борту появляется элекрофицированная двухпутка Брест-Минск. Ехать в темноте жутко тоскливо, так что последние минут 30-40 до Бреста впервые достал книжку и время прошло незаметно. Уже в полной темноте поезд медленно прибывает на варшавскую сторону вокзала Брест-Центральный. Как всегда по расписанию в 22.26. Вокзал большой "сталинского" монументального типа с высокой башенкой. В Бресте вокзал островного типа, т. е. пути расположены с обеих сторон вокзала. С московской стороны вокзала все пути имеют стандартную для наших дорог колею 1524 мм. С варшавской стороны уложены несколько путей (кажется два) с "европейской" колеей 1435 мм.

    После прибытия дизель-поезда обычная суматоха но потом все люди куда-то деваются и платформы полностью пустеют. Я неторопливо направляюсь к билетным кассам - пора уже двигать в сторону дома. Времени еще хоть отбавляй. Ближайший поезд на Минск уходит только в 3.40 утра. Когда я покупал билет я был в кассах совершенно один. Билет куплен: поезд 132 Брест-Москва, отправление в 3.40, прибытие в Минск в 8.05. Это значит в пути всего 4 часа 25 минут. Ну почему, почему он идет так быстро, я хочу спать!

    На вокзал прибывает последняя электричка из Минска, народ быстро разбегается и вокзал становится снова безлюдным, ну прямо ни души. Куда дальше, ведь еще почти 4 часа до поезда. Спать рискованно: проспишь - поезд ждать не будет, уйдет!

    Время идет очень медленно, на московскую сторону прибывает поезд Минск-Варшава. К нему в хвостовой части тут же "пристраивается" маневровый тепловоз ЧМЭ3 и тащит в специальное здание, где будут менять колесные пары на европейские. Примерно через час этот же состав уже "переобутый" появляется с варшавской стороны вокзала. Дальше эстафету принимают локомотивы польских железных дорог. К составу подцепляют аж целых два электровоза. По сравнению с нашими ЧС4 и тем более ВЛ80 польские электровозы смотрятся как игрушечные.

    Наконец-то началась долгожданная посадка. Состав поезда стоит на 1-м пути московской стороны вокзала. Подцепляется локомотив - это ЧС4Т - 376 депо Вязьма. Вагон попался чистенький, скорей к проводнику за постелью и спать! Ого, постель уже стали упаковывать в целлофановый пакет - прогресс налицо! Черт меня дернул глотнуть воды из крана с надписью "Вода для питья" Она не только для питья, наверное даже для мытья не годиться. Вода оказалась с ржавчиной с отвратительным привкусом. Вот попался!

    Поезд ведомый скоростным электровозом ЧС4Т выбравшись из плена стрелок набирает приличную скорость. Стук колес убаюкивает и минут через 10 я уже сплю.

    Проснулся я уже в районе ст. Негорелое, до Минска еще минут 40. Можно не торопиться, еще успеваю попить чаю.

    Поезд неторопливо подползает к минскому вокзалу, поездка подходит к концу. Все прошло по плану. За двое суток - 1188 км. Все расписания пригородных поездов я узнавал на сайте: http://timetables.narod.ru

    Вот собственно и все.

    Вадим Паршков

    >> к списку отчетов <<

    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz