Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • отчеты / питер, выборг, новгород

    ОТЧЕТЫ / ПИТЕР, ВЫБОРГ, НОВГОРОД

    18/03 - 23/03/2004
    пункты поездки: Минск - Волховстрой - Питер - Выборг - Великий Новгород - Великие Луки - Полоцк - Молодечно

    Эта поездка может быть смело отнесена к рекордным в плане подготовки. Задумана она была аж весной 2003 года!, а воплощена лишь в марте 2004. Что ж, возможно, как хорошое вино должно выстоять какое-то время, так и мое путешествие. Зато, забегая вперед скажу, что долгая подготовка стала отличным вкладом в хорошее исполнение. Но обо всем по-порядку.

    В мои планы по посещению Псковской и Ленинградской областей входило не только езда по железным дорогам, но и осмотр красивейших древних городов - первым делом Выборга и Новгорода. С другой стороны, я хотел как можно больше проехать по разным веткам, а с третьей - меня поджимала работа и ожидание начальства за рабочим столом. Четвертая сторона - ночевки. Но она отпала как бы сама собой: Сергей Кудряшов (railstop.narod.ru) согласился не только стать моим гидом, но и приютить у себя. Пятая беда - моя учеба на выпускном курсе университета, который изобилует такими штуками как преддипломная практика, госраспределение и экзамены.

    ДЕНЬ 1-Й, 18 МАРТА:
    Минск - Волхов

    Так или иначе, в сотый раз перенеся дату отъезда с 11 на 18 марта, я имел счастье стоять с сумкой на вокзале в ожидании подачи состава Минск - Мурманск. Точнее, когда я пришел на нужный перрон, вагоны уже стояли, но без локомотива. Позже пригудел и он. Это оказался ЧС4Т приписки ТЧ Минск, что в последнее время для Беларуси стало какой-то редкостью: на Брест и Оршу ходят ЧС4Т ТЧ Вязьма. Такие вот пироги. Самым приятным моментом стал вагон - отлично отКВРенный на гомельском ВРЗ, со стеклопакетами, мягкими диванами, новыми столиками... И это в плацкарте пассажирского поезда!

    На перроне очень много туристов - видно, едут в Карелию лазать по Апатитам да Хибинам и наслаждаться отсутствием комарья в это время года. А вот у меня вагоне полупусто. Ко мне никто не присаживается, все проходят мимо либо останавливаются в предыдущих плацкартах. Что ж, в одиночестве есть свой шарм. Наконец-то тронулись. Впереди - 22 часа неторопливой езды до станции Волховстрой-1. Состав достаточно быстро выбрался из многопутья Минска Пассажирского, миновал Восточный, Слепянку, другие платформы и в считанные минуты покинул город Минск.

    За окном мелькают сплошь знакомые платформы и станции, с которыми так или иначе связана моя жизнь. Вот прошуршали через Садовый, где я частенько бывал на даче у друзей (сразу за остановкой электрички начинается красивейшая кривая на насыпи, советую обратить внимание), мелькнули Смолевичи, будущая станция Минск Сортировочный, еще и еще дачные поселки и вот уже Жодино-Южное, платформа в черте города Жодино. Следующая - Жодино - первая остановка поезда. И мои первые напарники - мать с маленькой дочкой, надо сказать чертовски непослушной и непоседливой (три раза из-за нее слетал держатель под занавески). По их разговору, выходить парочка собиралась только в Витебске, а это три с половиной часа пути от Жодино.

    Через несколько минут приземляемся в Борисове, где людей заходит намного больше, чем в Жодино. Смотрю на новое здание вокзала - и все снова поражаюсь, насколько красиво оно сделано. Очень мило и уютно: негромоздко, стильно и передает дух вокзалов начала XX века. Выезжаем из Борисова и делаем небольшой поворот. Смотрю на поезд под изгибом, благо нахожусь почти в самой его голове. Состав, кстати, достаточно длинный. Следует еще несколько мелких остановок типа Толочина, где на платформе пусто и холодно, и мы начинаем подъезжать к Орше. Сразу появилось движение в вагоне: народ собирается выходить. Все время поражался тому, как людям тяжело сесть на электричку в Минске и уже через 4 часа быть в Орше!

    Стоянка большая, больше 25 минут, потому что меняют локомотив. Отцепляют ЧС4Т, цепляют ТЭП70, тот самый, что недавно пришел в Оршу с Коломенского завода. Окраска у него фирменная белорусская - основной цвет бордовый, с полосами белого и зеленого. Окраска, кстати, далеко не очень, по признанию не только любителей, но и самих железнодорожников. В Орше настоящее столпотворение перед поездом. Очень много входящих и выходящих. Судя по всему, из-за того, что этот поезд единственный дневной пассажирский, который идет далее в Псковскую область.

    Двинулись. По ветке Орша-Витебск я уже ездил однажды, когда в 2002 году направлялся в Смоленск. Но тогда поезд шел ночью, а теперь еду в светлое время суток. Удивлением стало для меня то, что ветка почти везде двухпутная, есть вставки однопутки, но насыпь везде под две пары рельс. Интересный факт! Въезжая на север Витебской области, сразу понимаешь, что попал в край озер и рек: мостов и мостиков очень много. Снега, кстати, тоже становится все больше и больше. Тем более, что в этом году в области выпало рекордное количество осадков за все время наблюдений метеорологов.

    Витебск. Меня покидает парочка мама-дочка и я начинаю ощущать, как же мне не хватало тишины и спокойствия. Наконец-то прилаживаю занавески и высматриваю в окно. И что же я вижу? Д1! Самый настоящий, живой Д1, красного цвета за номером 728. Вот уж не думал встретить этого зверя на территории Беларуси. Приходит-то он из Смоленска, но их там в последний год активно режут, а живых, я думал, не осталось вообще. И вот на тебе: стоит, родимый. Стоянка в Витебске очень длинная, около 30 минут, хоть локомотив, понятное дело, никто не меняет. А вот людей на порядок меньше, нежели в Орше. Это радует, потому что я хочу хоть немного еще побыть одному.

    Тронулись по ветке Витебск - Невель - Новосокольники, и она для меня стала дебютной. Опять смотрю, что насыпь под два пути, но вот вторых рельс больше не попадается. Интенсивность движения на этом участке уже заметно меньше. Делаем несколько мелких остановок, и на станции Езерище я ловлю последние волны мобильного телефона. Теперь он для меня становится всего лишь часами. Только через пять дней ему вернется первоначальная функция. Делаю последние звонки домой и знакомым и расстаюсь с Беларусью. Точнее, еще не совсем. Граница между Беларусью и Россией, как известно, существует лишь на бумаге да в виде постов ГАИ. На железке же ничего не видно. В какой-то момент я выхожу в тамбур покурить и замечаю, что на рядом идущей трассе у машин российские номера. Округ №60 - Псковщина. Ура!

    До Невеля остается совсем чуть-чуть. Этот узел существует, наверное, только потому, что через него проходит трансевропейский коридор Питер - Одесса. Говорить о какой-то значимости Бологое-Полоцкой дороги я думаю здесь не уместно. Невель встретил меня каким-то постиндустриальным пейзажем: ВСЕ поломано. В приличном состоянии только здание вокзала, да и то применительно к табличке "Невель 1. МПС РФ. Окт.ж.д.". На скамеечках перед вокзалом сидят бичи, покуривают сигареты да смотрят мутными глазами на состав. У меня, кстати, появляется сосед. Молодой мужик тут же достает две банки кофе и заваривает напиток. Забавно. Как будто нельзя этого было сделать раньше. Только потом я понял, что передо мной настоящий кофеман, который пьет кофе постоянно. Ладно, не мешаю. В Невеле стоим недолго. Отправляемся в Новосокольники, станцию переприцепки локомотива. Насыпь опять под двухпутку! Под двухпутку она тянется до самого Питера, оказывается, но для меня это была новость. В Новосокольниках отремонтирован вокзал (кстати, это единственное здание, которое там отремонтировано), это я сужу по фотографиям Сергея Кудряшова двухгодичной давности. Здесь нам меняют белорусский ТЭП70 на российский. Отличаются они только цветом: наш классической БЖД расцветки "бурый-зеленый-белый", а российский - заводской "оранжевый-бежевый". Смену локомотива я смотрю вместе с несколькими пассажирами поезда, вышедшими покурить. Это у нас столько любителей жд? :)

    Тронулись дальше. Впереди крупный узел Дно, в котором я давно мечтал побывать. На участке Новосокольники - Дно несколько мелких станций. Движение небольшое. Несколько пригородных в день, несколько грузовых и с десяток пассажирских в сезон. Дорога по звуковым ощущениям активно ремонтируется. Но визуально мной ничего не замечено. А вот звук колес и рельс какой-то необычный. Как будто забыли отшлифовать.

    В Дно мы прибываем уже достаточно поздно. На улице темно..., как и на самой станции. Состав достаточно длинный, я в его начале - а потому для меня красивое станционное строение остается далеко позади. Первое впечатление: "это можно смело назвать дном Псковской области"! Темно! Холодно! Грязно! Зато появляются первые бабушки за всю поездку с едой-пивом-водкой-рыбой. Я, правда, ничего не покупаю, но вспоминаются мои поездки в Крым, где такие бабульки - первейшие сопутчицы на всей дистанции.

    Меня клонит в сон. Дело в том, что я мало поспал в предыдущую ночь дома, а потому решаюсь наконец-то прилечь на "нары" и закрыть глаза, прислушиваясь к стукам колес. Впереди малоинтересный участок Дно - Батецкая, который я еще успею рассмотреть за время моей следующей поездки в Питер и Мурманск. Так что Батецкую я просыпаю, как и кусок дороги до Новгорода. В Новгороде со мной случается забавная ситуация: я просыпаюсь от того, что поезд стоит на станции и почему-то думаю, что уже приехал в Волховстрой, где мне выходить. Вылетаю пулей к купе проводников, вижу, что там никого нет и выскакиваю на улицу. Там холодно и пустынно. И написано "Новгород Великий" :) Стоянка здесь более одного часа! Так что беру сигаретку и рассматриваю вокзал и автовокзал. Скушно и спят бичи. Возвращаюсь в вагон (где мой попутчик проснувшись пьет кофе) и снова засыпаю.

    ДЕНЬ 2-Й, 19 МАРТА:
    Новгород - Волхов - Питер

    Участки дороги до Чудово, Киришей и Волхова я удачно сплю. Во-первых, потому что большую их часть я увижу еще в эту поездку и последующие. Только где-то уже под Волховстроем встаю, умываюсь и уставляюсь в окно. Мы почему-то долго стоим на каком-то разъезде, пропускаем товарный поезд (что вообще малопонятно) и медленно-медленно двигаемся вперед. У меня возникает ощущение, что мой поезд опаздывает, чем я делюсь с каким-то случайным курильщиком в тамбуре. Он лишь поднимает брови.

    Есть Волхов! Со мной выходят парень и девушка, которых встречают на вокзале то ли родители, то ли иные какие-то родственники. Меня же никто не ждет, так что смело шагаю по перрону для перехода к вокзалу. Еще один сюрприз: идет снег! Да такой большой, с крупными хлопьями, что даже издалека я принимаю "чемодан" за круглоголовую электричку. На этом "чемодане" я потом поеду до Питера. На вокзале очень чистенько, мало бичей. Покупаю билет за 52 российских рубля до станции Санкт-Петербург - Московский и начинаю ходить туда-сюда по вокзалу. Мою большую сумку явно принимают за что-то террористическое, потому что ну очень внимательно смотрят за ней. Пришлось сесть на свободное место и просто сидеть. Народ успокоился.

    Прибывает экспресс из Бабаево. В самом начале поездки я принял решение ехать до Питера именно на нем, но потом отказался. Во-первых, это цена. Во-вторых, он идет лишь на несколько минут быстрее следующей собаки, на которой собрался ехать я, а в-третьих, меня ждал Сергей в Питере именно к собаке на 7.10. В итоге я выбираю простую собаку Волховстрой-1 - Санкт-Петербург Главный и ожидаю ее на перроне. Прибывает ЭТ2М-035 в фирменной раскраске Октябрьской железной дороги: серая полоса на общем темно-зеленом фоне. Надо сказать, что для меня дебютной стала поездка на подобного рода электричках. Торжокская продукция активно используется лишь на Окт железках.

    В салоне ужасно грязно, пованивает в тамбуре мочой и блевотиной, а на полу валяются... сосиски! Даже местное население отмечает про себя, что электричка "грязновата". Вот это "грязновато"! Да ее вообще нельзя выпускать в рейс! Тем не менее, во время открытия бутылки "Пепси", что я купил на вокзале, поезд тронулся. Станция Волховстрой одна из самых больших на РЖД, даже разделена на так называемые грузовые участки. Так что посмотреть за окном было что. Огромное количество грузовых вагонов самых разных станций приписки - раз; кучи зеленых ВЛ10 - два; огромные путевые развития - три. Но электричка очень быстро набрала ход и все замелькало перед глазами. Пришлось переключить внимание за оконными наблюдениями лишь на остановках. Во всей пригородной питерской зоне платформы высокие, но частенько сделаны лишь под одну дверь электрички или под несколько вагонов. Тоже для меня встречается впервые.

    Два часа поездки пролетают как-то незаметно. Скорость очень большая, явно около 100 км/ч, народу ближе к Питеру все больше и больше, и все с мобильниками, что в минских собаках пока что редкость. Народ, кстати, очень прилично одет для провинции - поднимается Россия из многочисленных кризисов. Питерские "огороды" - петляния поезда по окраинам - особая тема. Из-за мокрой погоды все выглядит унылым и серым, тем более, что до расцветания яблонь и груш далековато - в Волхове снег сыплет. Электричка приличное время идет до главного вокзала северной столицы, так что успеваю рассмотреть город.

    И наконец-то большой перевалочный пункт всего моего путешествия - Санкт-Петербург. Собака прибывает на какой-то крайний путь вокзала на пригородную сторону. С Сергеем мы договаривались встретиться на перроне возле первого вагона. Я пропускаю всю толпу людей и остаюсь одиноким. Его нет. За те 15-20 минут, что отсутствовал мой попутчик, я успеваю перебрать все варианты дальнейшего пребывания в Питере - от ночевке в каком-нибудь хостеле, до разворачивания домой. Но он появляется, и это обстоятельство несказанно облегчает мысли и душу. Идем сдавать вещи в камеру хранения, я узнаю ближайшие культурные ориентиры в городе и отправляюсь на пешую прогулку по Невскому.

    Грязно! Через несколько минут мои светлые штаны внизу окрашиваются в коричневый цвет, но народ на это не обращает ровным счетом никакого внимания - у всех грязноватая обувь и брюки. Хожу и любуюсь Невским. Замерзаю, пью чай, кофе, фотографирую, спускаюсь в метро, катаюсь туда-сюда, смотрю на рекламу, опять замерзаю и снова пью кофе, писаю наконец-то и снова что-то фотографирую. В какой-то момент решаю поехать в музей Октябрьской железной дороги, вход в который мне так и не удалось разыскать. Решив, что ничего страшного в этом нет, сажусь на первый попавшийся трамвай и еду до конца. Питерский трамвай оказался чем-то абсолютно особенным. Пути разбиты настолько, что удивляешься, как вообще эта колымага может ездить? Время от времени, из дырок в полу вылетает несколько иск и попахивает горелой проводкой. Но так как кондуктор на это не обращает внимания, стараюсь вести себя достойно и я.

    Так или иначе, но день проходит и мы снова встречаемся с Сергеем. За это время, кстати, я успел объехать почти все вокзалы Питера, которые оказались удивительно одинаковыми, кроме Витебского. Так как оба устали, отправляемся к Сергею домой, предварительно закупив какой-то нехитрой снеди и пива. Вечер проводим рассматривая фотографии железок, что сделал Сергей во время своих многочисленных поездок, да водим пальцем по нарисованным веткам железнодорожного атласа. Завтра Выборг!

    ДЕНЬ 3-Й, 20 МАРТА:
    Питер - Зеленогорск - Выборг - Белоостров

    Итак, сегодня начинается самая интересная часть нашей поездки, а именно до Выборга и обратно разными путями. Во время многочисленных смен границ на северо-западе России, земли этого участка то отходили финнам, то возвращались обратно россиянам. За один такой переход предприимчивые северяне-карелы успели построить железную дорогу от Зеленогорска до Выборга через городок Приморск. Не менее предприимчивые русские дорогу забрали себе и пустили по ней пригородные поезда. Потому что места там сплошь дачные и рыбачные - народу много.

    Мы выезжали с Финляндского вокзала ранним утром. На перронах не много людей. Я покупаю по серегиному студенческому льготный билет до Зеленогорска, а он вообще едет бесплатно как работник ОЖД. В вагоне много каких-то морских курсантов, которые достаточно быстро угомонились и повалились спать. На улице морозно, чувствуется, что температура намного ниже, чем в предыдущий день. Радует, что переменчивая погода Питера подарила двум путешественникам кусок солнца. Как оказалось позже, это было совсем не надолго. Путь до Зеленогорска пролетает достаточно быстро - менее часа. Линия магистральная, состояние пути хорошее, а собака более или менее в приличном состоянии. Кстати, это был классический "чемодан" ЭР2-1309.

    В Зеленогорске малюсенький вокзал, в котором я приобретаю билет льготный до Приморска. На втором пути нас ждет пригородный на Выборг. До его отправления немногим более 10 минут. Два убитых вагона ведет М62-1488 грязно-зеленого цвета. Кстати, локомотив удачно гармонировал с вагонами - получился такой немытый маленький крокодил. Но это все образы :) Я быстренько перекуриваю и мы садимся во второй вагон, последний, чтобы удобнее фотографировать остановки и станции во время пути. Внутри чертовски холодно. Все дело в выбитых окнах в одном из тамбуров. В салоне сплошь рыбаки со своими котомками. Половина вагона тут же усиленно принялась выпивать горячительные напитки в том числе чай. Тронулись, как это умеет только "машка", резко и дергано. Один перегон до развилки Ушково, и мы сворачиваем в лес, оставляя справа от себя двухпутку на Хельсинки.

    Через несколько минут состав поднимается на огромную насыпь - не менее тридцати метров! - и достаточно долго идет по ней. Где-то внизу лежат замерзшие озера, деревья, какие-то заброшенные домики... Класс! А если представить себе местные пейзажи зимой, когда здесь проходит электричка с опущенными пантографами ведомая тем же М62, то хочется снова вернуться сюда. Едем очень медленно, видно, что путь, построенный финнами до сих пор никто не спешит приводить в порядок и ремонтировать. Шпалы абсолютно на всех разъездах деревянные, а рельсы ржавые. Кстати, по последней информации этот участок собираются перепрофилировать под грузовое движение, чтобы не мешать пассажирским поездам на основной линии. Что из этого получится - не знаю. Уж слишком много больших и длинных кривых, судя по ощущениям.

    Становится ОЧЕНЬ холодно. Я несколько раз бегаю курить, а Сергей фотографировать остановки. Кстати, названия у них уж очень экзотические, да все заканчиваются на "ярви", "уорви" и прочие финские загогулины. За время поездки Сергей сумел словить конфликт с проводницей переднего мягкого вагона. Он воспользовался нужником для коллектива поезда, а нужно было идти в общий. Но отмазался своим удостоверением работника ОЖД. Я же проник в этот туалет еще не зная о конфликте, но не встретил проводников. Так были нарушена священная территория железнодорожников на линии Зеленогорск - Выборг путешественником из маленького южного городка Минск :)

    Забавно смотреть на то, как идет поезд. Народ в вагоне постоянно сменяется. Одни рыбаки выходят на нужные им водоемы, другие возвращаются с уловом и тут же начинают пить горячительное. В нерабочем тамбуре нашего вагона почему-то свалена огромная куча угля, который запачкал все, что было белого цвета. Двери на замки не закрыты, поэтому выходить и заходить может кто угодно. Во время поездки произошел еще один забавный случай. Какие-то солдатики видно добирались до части. Их было много, а поезд стоял очень мало на каждой остановке. В итоге, половина отряда сумела выбраться из вагона, а вторая побоялась прыгать на скорости. И здесь кто-то из рыбаков предложил сорвать стоп-кран. Кстати, я первый раз видел, как на моих глазах срывают эту забавную штуку. Раздалось громкое шипение, но... поезд даже не думал останавливаться! Рыбак отчаянно дергал кран, тот не менее отчаянно шипел и свистел. Наконец-то машинист понял, что что-то не так и остановил состав. Солдатики разбежались.

    Погода тем временем портилась. Сначала шел небольшой снежок, затем вдруг полил неплохой дождик. Перспективки не радовали. Через пару часов добрались до станции Приморск, самого крупного населенного пункта на этой линии. Здесь какое-то путевое развитие и, о боже!, есть вагоны на других путях. Население нашего вагона снова меняется. На этот раз рыбаков почти не остается, а все места занимает какая-то молодежь, видно, отправляющаяся в райцентр (то бишь Выборг) по своим делам. Что меня удивило, так это приличная одежда и вездесущие мобильники почти у каждого. В аналогичной белорусской глубинке подобного не встретишь. Поселок оставил удручающее впечатление. Особенно на фоне дождя, мокрые желтые бараки, разломанные комбинаты и прочие символы перестройки не радовали.

    После станции Приморск внимательно посмотрели на ответвление до станции Высоцк. Очень интересная линия, 20-километровый путь лежит на мостах и островах и достигает какого-то порта. Там же было и пассажирское движение до лета 2004 года, но его убили. Линия активно используется грузовыми составами. Кстати, первая же остановка после ответвления из приморской ветки является и погранзоной. Поэтому соваться туда не стоит без соответствующего разрешения.

    Мы приближаемся к Выборгу, пока самой северной точке, где я побывал, доехав до нее по железной дороге. Поезд красиво вписывается в основную магистраль - финляндский ход - и дает нам возможность посмотреть на огромное депо Выборг. Его основная наполняющая - резаные и нет, заброшеные и не очень дизель-поезда Д1, к которым я питаю огромный интерес. Сергей предлагает мне после осмотра города пешком дойти до депо и пофотографировать дизели, но после этому плану не суждено было свершиться.

    Выходим на станции. Первое впечатление - обилие вывесок на финском языке. Выборг является своеобразным островком культуры северных российских соседей. Сюда ежегодно приезжают тысячи туристов в поисках матрешек и водки. Надо сказать, и первого и второго в Выборге более чем достаточно. Тем временем, пошел легкий питерский дождик. Я быстренько промок, намочил ноги и руки, но мужественно пошел с Сергеем пешком к выборгскому замку. Я думаю, что сильно описывать его не стоит, замечу лишь, что он неплохо сохранился и демонстрирует туристам архитектуру самых разных эпох - от конца Средневековья до века XVII. Главная его достопримечательность - высоченная смотровая башня, куда можно подняться по винтовой лестнице за 20 рублей. Что мы и сделали. Внутри башня вся была покрыта инеем, это своебразный искусственный холодильник! Наверху было ветрено, холодно и многолюдно. Надо сказать, что при моем росте те небольшие ограждения на крыше вызывали чувство страха. Обойдя вокруг башни, постоянно разминаясь с другими туристами, мы стали всматриваться в финскую даль. Я часто слышал, что, мол, отсюда видна Финляндия. Дудки! Ничего не видно, лишь какие-то дальние форты и укрепления.

    Дождь продолжал мочить нас. Мы пошли по узким улочкам древнего Выборга. Дома в плохом состоянии, хотя все подряд являются памятниками архитектуры. На одной из улиц увидели машину, на которую свалился здоровый кусок льда с крыши. От машины мало что осталось. Хозяина видно не было, не исключено, что инцидент произошел только что. Обойдя некоторое количество улиц, чуть не убившись на льду, которыми они покрыты (а Выборг на холмах стоит!), вернулись к городскому рынку, а потом и на станцию. Далее я наотрез отказался идти в депо в виду своей полной промоклости :) Я чувствовал, что еще немного - и заболею чем-нибудь ОРЗэшным, поэтому благоразумно устроился в привокзальном кафе и уговорил сделать то же Сергея. Там пара пива и беляшей, затем на электричку.

    Но когда мы поднялись на станцию увидели живой, под парами, Д1-555. Конечно, такое чудо обязательно нужно осмотреть. Я попросил Сергея сфотографировать меня напротив легендарного поезда, затем зашли внутрь. В салоне ощутимо несло сгоревшей соляркой, дымы от которой почему-то частично попадали сюда. Сиденья низенькие, деревянные. Присели, посмотрели и вышли на улицу. Через некоторое время дизель ушел в Светогорск, и мы вернулись к электричке.

    Это была ЭР2К-995 с восьмитысячными головами. Моя надежда проехать в кругломордой электричке опять не оправдалась, потому что хоть вагоны были именно от нее, головы все равно прицепили "чемоданистые". Особо быстро поезд не разгонялся, хотя длиннющие перегоны это позволяли. До Питера собака идет более 2 часов, но в какой-то момент Сергей предложил мне на станции Белоостров пересесть на электричку до Питера, что идет вдоль залива по отдельной ветке. На пересадку у нас было около 5 минут, но мы решились. В Белоострове все так же лил дождь и было жутко мокро и сыро. Нас ждала ЭР2-1237 на крайнем пути. Я быстро побежал на станцию за билетами, постоянно чертыхаясь из-за скользоты и от того, что надел кроссовки, а не ботинки. Тем не менее, успели. Поезд по красивой кривой уходит в очередной лес (кстати, Белоостров - это уже Питер!) и пробирается до северной столицы по дачным поселкам и мини-курортам. Дачи там красивые, деревянные, построенные будто бы в начале прошлого века графьями да богатой интеллигенцией. Похоже, что это действительно так. В этой же электричке нам впервые попалась мягкая сидушка! Что было встречено мной бурной овацией.

    И снова Питер. Пробираемся через какой-то рынок к метро, доезжаем домой, где я с радостью переодеваю сухие носки и штаны. Снова ужин, снова фотографии и впечатления, снова атлас и планы на будущее... Завтра Новгород Великий!

    ДЕНЬ 4-Й, 21 МАРТА:
    Питер - Новгород - Чудово

    Мы снова рано идем на вокзал, дабы успеть на пригородный поезд Питер - Новгород, что отправляется с Витебского. Кстати, Витебский вокзал не только самый старый в городе, но и самый красивый. Далеко не каждый год мне удается побывать на вокзале с крытыми платформами. Витебский - именно такой, с вычурными чугунными анкерами. Так и кажется, что сейчас загудит настоящий паровоз! И он действительно еще загудит, но будет это позже. Пока возвращаемся к реальности: нас уже ждал ТЭП70-0272 с шестью вагонами, последний из которых оказался служебным купейным. Я покупаю билет по студенческому Сергея, а он оформляет себе бесплатный как работник железной дороги. Проникаем вовнутрь. Это стандартный вагон с самолетными креслами по два ряда в два направления. Занимаем места и отправляемся.

    Сергей показывает мне насыпь старой императорской дороги, которая уходит в Царское Село. Она сохранилась за 150 лет! Правда, в некоторых местах ее не так хорошо видно, а кое-где она вообще снесена. Тем не менее, одна из старейших веток перед нами. Электрификация здесь идет лишь до станции Новолисино, планируется довести ее до самого Новгорода. Именно поэтому сквозных пригородных лишь одна пара в сутки, а так нужно пересаживаться. Виды за окном достаточно скучные, болотистые и безлюдные. Остановки редки, людей в салоне мало. Хотя без продавцов никуда - и здесь предлагают пиво-орехи-чипсы. Я не преминул воспользоваться сервисом. Поезд идет аж 5 часов, так что почти проваливаемся в сон. Интересно было взглянуть на станцию Рогавка, где сохранилась узкоколейная система, а по слухам, по ней ходит даже что-то пассажирское. На поверку Рогавка оказывается малюсенькой деревенькой, где снова почти никто не заходит и не выходит.

    В Новгороде снова небольшой питерский дождик. На этот раз я предусмотрительно надел теплые носки и ботинки, в итоге хоть и не промок, но натер ногу :) Но это потом. Зашли на станцию, посмотрели расписание и испили чайку по пять рублей стакан. Станция небольшая, движение по ней тоже не ахти какое. Так уж случилось, что Новгород-железнодорожный находится в стороне от больших магистралей. Вскоре отправились гулять по городу. Конечно, первая цель - это известный кремль. Архитектурный комплекс интересен. Туристов даже в такой невзрачный день много. Ходят, фотографируют и покупают какие-то сувениры. Площадь кремля небольшая, обойти можно за минут двадцать по периметру. Частично он был разрушен в ВОВ, затем восстановлен. Куски старого и нового кремля очень легко отличить. Хотя бы по надписям на кирпичах типа "такой-то завод, год выпуска". В середине кремля находятся еще два интересных объекта - это памятник тысячелетию России и софийский собор. Собор, как и все виденные мной ранее Софии, невзрачен, очень похож на киевский. Все-таки полоцкому отдаю первое место, и не потому, что он более родной. О памятнике я много слышал да и по телевизору видел. Сергей говорит, что он вызывает много нареканий и иногда не понятно, кто именно на нем изображен. Я особо не вглядывался, потому что мои познания по истории Руси лишь основаны на школьном курсе.

    Выходим из Кремля на обратной стороне и переходим по пешеходному мосту через реку Волхов. Река красивая, широкая, но ветер и дождь несколько портят впечатление. На другой стороне еще один участок древнего Новгорода, что-то вроде "боярова яра" (чувствую, что путаю название). Там расположено огромное количество церквей, как красивых, так и не очень. Здесь же торговые ряды. Гуляем еще по Новгороду, доходим до какой-то окраины и решаем вернуться. Снова проходим кремль, выходим на проспект и моему взору предстает переговорный пункт. Вспомнив, что сегодня день рождения у матери и брата, звоню в родной Минск. На Новгород у нас остается еще какое-то время, поэтому заходим в кафе и перекусываем беляшами.

    На вокзале стоит две электрички. Одна на Чудово и Питер, другая на Чудово и Малую Вишеру. Вторая отправляется на полчаса раньше и Сергей предлагает поехать на ней, чтобы в Чудово переписать расписание и затем уже сесть на догнавшую нас питерскую собаку. Хотя с трудом, но он меня уговорил. Это была ЭР2-1319, недавно отремонтированная, с пластиковыми красными сиденьями. Самое главное, что в ней было достаточно тепло. От Новгорода до Чудово я уже ездил, в эту же поездку, когда добирался до Волховстроя. Но тогда дело было ночью и я спал, теперь - днем. Сразу видно, что участок отнюдь не магистральный, скорости так себе, хотя грузовое движение достаточно интенсивное. Так мне показалось в первый раз.

    В Чудово прибываем по длиннющей и красивой кривой. Нас встречает маленький приземистый вокзальчик с небольшим залом ожидания. Напротив станции располагается спичечная фабрика с названием... "Солнце"! Во как придумали! Сергей переписал расписания и вскоре прибыла питерская электричка. В ней на удивление оказалось мало мест, столько людей ехало в город, так что с трудом нашли два свободных и уставились в окна. Вскоре в салоне разгорелся спор на тему президентских выборов, что прошли недавно в России. Какая-то полубезумная бабушка орала, что она за Харитонова, а Путин все разграбил. Салон был настроен дружелюбно и пропутински, так что бабушка осталась в одиночестве.

    В какой-то момент окна электрички как-то странно ухнули и прогнулись вовнутрь. Это была ЭР200! Ух как хочется наконец прокатиться в сем славном поезде! Но цена в 2000 рублей несколько отпугивает. Будем копить.

    В Питер добрались затемно. Шел легкий дождик.

    ДЕНЬ 5-Й, 22 МАРТА:
    Питер - Псков

    Пятый день моей поездки никак не был распланирован. У меня было два варианта - либо съездить до Ладожского озера, либо посмотреть на Кронштадт. Сергей уехал на работу, а до моего поезда Питер - Великие Луки оставалось еще около 9 часов. Я уже даже сдал сумку в камеру хранения и вышел из вокзала, чтобы перед поездкой предварительно перекусить, но... так и остался в городе. Потому что не так часто бываю в славной северной столице, а гулять по ней можно бесконечно. Поразмыслив, решил сходить в камеру хранения и забрать плейер из сумки, чтобы веселей гулялось. Пока я это делал, наверху, на платформах услышал паровозный гудок!

    Быстро наверх! На первой платформе стоял состав из двух вагонов под "овечкой". Внутри уже сидел машинист и помощник, все в дореволюционной форме работников железной дороги. Возле состава крутились такие же ряженые: продавец газет (это было что-то из свежей прессы рекламного характера, отнюдь не нечто древнее), разносчик водки с закуской (та была настоящая), а также несколько красиво наряженых барышень с веерами (на улице около 3 градусов тепла). Это был туристический поезд. Судя по всему, какая-то фирма решила организовать такой тур для богатых западников (нас на такое не особо заманишь) и повезти куда-нибудь в Пушкин. Туристами оказались финны, которые долго фотографировались со всей командой обслуги, на фоне паровоза и вагонов. Я тоже не преминул сделать несколько кадров, но только локомотива. В итоге вся эта братия погрузилась в салоны и отправилась путешествовать. Паровоз для вида протяжно загудел, распугав всех вокзальных голубей.

    Я опять пошел гулять по Петербургу. Долго смотрел на Неву, покрытую льдами, мосты, фонари, серое небо. Радовало отсутствие дождя, впервые за всю поездку. Долго не погуляв вернулся на вокзал, уселся в зале ожидания, сел читать книгу и слушать плейер. Время тянулось бесконечно долго. Я то и дело посматривал на часы, ходил пить чай и курить. И все-таки дождался.

    Шестисотый великолукский с вагонами до Пскова растянулся по всей длине платформы. Еще бы: 18 вагонов! Около десяти из них отцепляют в Пскове, остальные едут до конца. Кстати, прицепного Ржев - Питер я не нашел, хотя он вроде бы должен ходить в этом составе. Мой вагон второй, почти в самом начале состава. На улице оказывается пошел небольшой снежок, так что пока дошел до вагона, весь покрылся мелкими хлопьями. Проводница несколько удивленно взглянула на мой паспорт и добавила что-то вроде "о-го, иностранцы с нами едут" и пустила внутрь. В вагоне меня ждало вожделенное тепло. Мое место самое первое, поближе к горячему титану. В попутчике - старая бабуся до Великих Лук.

    Состав как-то напряжно тронулся, как будто ТЭП70, что нас вел, немного не хватало силенок. Однако он очень бодренько выбрался из города и побежал по магистрали до Луги. Участок мне показался интересным, хотя почти без кривых, так что рассмотреть особо ничего не удавалось. Заиграло вагонное радио, которое оказалось "Радио МПС". Понравилось! Песни о дороге, о железной дороге, о новых знакомствах и так далее - и все в советском духе. Не то что у нас по десять часов закручивают одну и ту же кассету какой-нибудь Верки Сердючки. В Луге долго не стоим и выезжаем на уже не электрифицированную однопутку до Пскова, оставляя слева такую же однопутку до Батецкой. В Пскове поздно ночью. Я выхожу курить на перрон. Вокзал станции красивый, недавно отремонтированный, но народу в такое время не много. Чувствуется, что уже глубокая провинция. Возвращаюсь и проваливаюсь в сон.

    ДЕНЬ 6-Й, 23 МАРТА:
    Великие Луки - Полоцк - Молодечно - Минск

    Еще в Минске я распланировал последний день так, чтобы проехать по неоткрытому на то время для меня участку Бологое-Полоцкой дороги от Полоцка до Молодечно.

    Проснулся с рассветом. Еще не было 5 утра. За окном пролетали красивые пейзажи. Много снега, чувствуется, что ночью сильно подморозило, и красиво поднимающееся солнце над полями. Бабуля напротив сказала, что скоро будут Новосокольники. Рельсы под колесами издавали все тот же странный звук "неотшлифованности", который преследовал меня на пути в Питер.

    В Новосокольниках на этот раз локомотив не меняется. Само собой, ведь до Лук остается лишь тридцать с небольшим километров. Состав поворачивает на восток на участок московско-рижской магистрали. Особенно пейзажи за окном не меняются, но красиво. Проезжаем несколько поселков и достигаем Лук. Вокзал города я видел только по фотографиям, но вроде ничего особого не поменялось. Большое красное обшарпанное здание с небольшим залом ожидания, но многолюдным. Иду в кассы и покупаю билет. Оказывается, сразу до Полоцка его брать нельзя, а только до приграничной станции Клястица, а потом уже необходимо доплачивать в самом вагоне.

    На станции царит оживление. В это время в Луки и из них прибывает и отправляется некоторое количество пригородных поездов. Здесь и Себеж, и Дно, и Бологое и позже всех Полоцк. У меня два часа свободного времени, но никуда идти не хочется. Большая сумка и отдаленность вокзала от центра города останавливают мой порыв, поэтому дохожу только до киоска с пивом :)

    На Полоцк идет четыре вагона под ТЭП70. Два вагона самолетные, два - деревянные. Естественно, выбираю первые. Мест маловато, поэтому занимаю не самое лучшее: возле окна, но не по ходу движения. Лишь выбравшись из России пересаживаюсь на более удобное. Этот пригородный поезд можно смело назвать хлебным. В Луках необычайно дешевый хлеб (что-то около 4 рублей). Его покупают бабули в огромных количествах и затем распродают на станциях по пятерке. В моем вагоне такая предпринимательница ехала одна, причем белорусского происхождения.

    Состав идет очень медленно. Виды красивые, но снега с каждым часом все меньше и меньше. Все-таки едем на юг. Между Невелем и Луками лишь одна станция - Опухлики, на которой не было никакого движения и стояло несколько потертых грузовых вагонов. А в Невеле у меня вдруг заработал мобильник! Это откуда-то из Беларуси занесло парочку радиоволн, так что я сумел позвонить домой и сообщить о своем скором прибытии. Как-то неожиданно появилась мысль, что сегодня уже вторник, а выезжал я еще в четверг. Еще сильнее захотелось на Родину.

    Итак, Клястица. Ко мне подходит проводница-кондуктор и по какой-то непонятной цене продает билет до Полоцка. Высчитывала она по официальному курсу белорусского рубля к русскому, получилось несколько дороже, чем если бы покупать на станции. Но я не возражаю: разница смехотворная. Еще через несколько минут первая станция БЖД - Алеща - и я торжественно перевожу часы на родное время, удлиняя тем самым себе сутки на целый час. На белорусских станциях все ж немного лучше, чем на российских. Чище и есть какое-то лесовозное движение.

    До Полоцка еще около двух часов унылых пейзажей, но дорога извилистая, проходит между крутыми холмами, и я все время вглядываюсь в повороты поезда. И наконец Полоцк! Станция пустынна, лишь пара грузовых стоит на крайних путях, один из которых отправляется в сторону Витебска. Здание станции отремонтировано, окрашено. Внутри висит схема пригородных поездов, а также расписания. Покупаю билет до Молодечно. Здесь же замечаю и пограничников, задача которых трясти грузовые составы на Латвию, которые идут через Бигосово. Три часа в ожидании моего дизеля проходят незаметно, потому что я уткнулся в книжку. По городу решил не гулять в виду сумки и того, что раньше здесь бывал и все смотрел.

    Из Постав пришел ДДБ1, в котором было немного народу. В Полоцке, кстати, стало заметно теплее, вылезло солнце, а снего вообще почти не было. И это после снегопадов в Волхове и холоднющих дождей в Питере! Я захожу в вагон и продолжаю читать книгу. Когда отправились, отложил ее в сторону, ведь вскоре железка пересечет широченный мост через Двину. Мост этот находится совсем недалеко от Полоцка, а вид из него очень красивый. Река уже освободилась ото льдов.

    Ехать мне долго. Лишь в 19 часов я прибуду в Молодечно. Честно признаться, в какой-то момент стало скучновато. У меня сел аккумулятор в мобильнике, батарейки в плейере и я дочитал книгу, поэтому кроме как уставиться в окно ничего не оставалось. На участке до Крулевщизны станций маловато, но на всех, что мы проезжали было хоть какое-то грузовое шевеление, что не могло не радовать. Интересен также и сам узел в Крулевщизне, который я проезжал впервые. Сразу за выходом на Молодечно начинается длинная кривая на Воропаево, получается, пригородный Молодечно - Поставы меняет направление по Крулевщизне. Здесь же стоял и шестисотый Витебск - Лынтупы/Друя, представляющий собой два плацкартных вагона и почтово-багажный. Все это хозяйство вела "машка". Кстати, этих локомотивов очень много встречалось от Полоцка до Молодечно.

    Последняя крупная станция перед конечной - Вилейка - встречает меня уже в темноте. Здесь салон существенно пополняется людьми и становится шумно. В темноте уже совсем ничего не видно, хочется спать. Из дремоты меня вывел бодрый голос машиниста, извещающий об окончании длинного пятичасового рейса. Я выскакиваю из вагона и вижу, что на соседнем пути стоит собака на Минск. Еще одно яркое впечатление: снова электрификация! Последний раз я ее видел более суток назад в Луге... Бегу на вокзал. Покупаю билет до Минска и с радостью узнаю, что моя собака еще и скоростная, с остановками только по станциям, так что время в пути сокращается на полчаса.

    Внутри много людей. Я падаю на первое же место и закрываю глаза. Кажется, что любой перегон на участке Молодечно - Минск могу определить лишь по стуку колес. Молодечно - Уша - Олехновичи - дремлю - Радошковичи - Заславль - Минск, 23-й путь. Такой родной!

    P.S. За 6 дней путешествия я прошел около 3000 км, 2/3 из которых впервые.

    Денис Б.

    >> к списку отчетов <<

    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz