Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • отчеты / чернобыль

    ОТЧЕТЫ / ЧЕРНОБЫЛЬ

    15/04 - 18/04/2004
    пункты поездки: Минск - Киев - Славутич - Чернобыль - Припять

    Славутич

    Это одна из последних всесоюзных строек. Город Славутич - замена покинутой Припяти - теперь дом родной для специалистов-атомщиков, их семей и других сотрудников станции. Когда рванул Чернобыль, стало ясно, что селить ядерщиков вблизи станции невозможно из-за серьезного радиационного фона. Специальная комиссия объездила все прилегающие к ЧАЭС районы в поисках более или менее чистой площадки для будущего города. Рассматривалось несколько вариантов, в том числе Хойникский и Брагинский районы Гомельской области. Но остановились на Неданчинском районе Черниговщины: здесь и железная дорога, и красивый лес и достаточно грунтовых вод. И фонит меньше.

    2 октября 1986 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение о строительстве города атомщиков. Города XXI века, как задумали архитекторы.

    Его строили 8 союзных республик, теперь самостоятельных государств: Россия, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Армения, Азербайджан и Грузия. Каждая из республик - свой неповторимый район, созданный на основе символики родной земли. Дома все типовые, самые из самых удачных, построенных за годы мощного строительства жилья по всему СССР.

    В город изначально закачивали огромные деньги. Это видно по всему: и дома, и прогулочные дорожки, и медицинский комплекс, и спортивные площадки. Город-образец, эдакий маленький Кувейт среди Украины, в котором рождаемость превышает смертность, а средняя зарплата выше, чем во всей остальной стране.

    Сегодня ЧАЭС не работает. Ее последний блок был остановлен 15 декабря 2000 года. Вместе с остановкой цепной реакции, казалось, остановилась и жизнь города. 1500 человек в течение двух месяцев снялись со своего места жительства и уехали искать работу на действующие ядерные станции. Ведь на ЧАЭС для специалистов многих уровней дел больше не нашлось.

    Город оказался в новой для себя среде: выживать, не имея никакого производства и в тяжелых экономических условиях всей Украины.

    Люди

    25 тысяч человек. Каждые три дня в местном роддоме рождается ребенок. Средний возраст - 32 года. 45 национальностей. 80% имеют высшее или средне специальное образование. Столько же процентов пострадали от аварии на Чернобыльской станции, а 19% до сих пор работают на АЭС и объекте "Укрытие". Зарплата - 1600 гривен (300 долларов) у атомщиков и 400 гривен (75 долларов) у всех остальных.

    Философия и психология

    Понятно, что у Славутича свой особый статус. Здесь все не так, как у всех: красивый психологический реабилитационный центр для жителей, где работники свободно разговаривают на английском языке и перезваниваются со своими коллегами за рубежом. Здесь дорого оборудованная лаборатория, в которой постоянно появляются ученые из разных стран для обмена опытом. Здесь и детские сады, в которых красивейшие оранжереи, бассейны и улыбающиеся дети. Здесь можно переночевать в отличной гостинице, сходить в приличный магазин и, наконец, просто жить, а не существовать.

    На 15000 взрослого населения зарегистрировано 1500 частных предпринимателей и 900 фирм. Привлечение денег в специальную экономическую зону "Славутич" - это 21 миллион долларов с момента основания или 980 на душу населения ежегодно. Для сравнения - в столице Украины этот показатель равен 600!

    Философия жителей: Славутич - наш дом. То есть все для себя стараниями самих себя. Тем не менее, безработных в городе более 4,5%.

    Славутич и Чернобыль

    - Чернобыль не закончился с закрытием ЧАЭС. Наша задача - минимизация последствий, а не их ликвидация, ведь проблема-то на сотни лет! - говорит мэр города Владимир Удовиченко.

    - Но ведь решить ее в одиночку невозможно, верно?

    - Да, это обязанность мирового сообщества. Вот с белорусов деньги брать нельзя, они пострадали больше всех. Им помогать надо, а не требовать. Мы обязательно решим проблему, обязательно. Это несколько задач: полное снятие с эксплуатации станции, реабилитация 30-метровой зоны, постройка нового саркофага и, в конечном итоге, зарабатывание денег на ЧАЭС при помощи экстремального туризма…

    Зона

    Въезд в 30-километровую зону
    Славутич - это четвертая, последняя из чернобыльских зон. Он находится в 50 километрах к востоку от станции. Следующая зона - знаменитая 30-километровая, из которой были отселены все жители. Часть из них вернулась сюда самоселами, часть уже никогда не приедет на родную землю. Затем идет 10-километровая зона, в которой вообще никто не живет, и самоселов сюда не пускают. Последняя - сама станция.

    О зоне и ЧАЭС ходят легенды и были, передающиеся из уст в уста и распространяемые СМИ. Тут тебе и банды браконьеров, и стада диких животных и огромные сосновые иголки на мутировавшем лесе… Массовая дезинформация населения приводит даже к комичным фактам. Рассказывают в Славутиче, как к ним приехал какой-то американец с просьбой показать ему саркофаг и пустить его внутрь. Мол, отдам любые деньги, только покажите да расскажите. Ему и счет выставили - 5000 долларов - и все показали. Кстати, если вам хочется побывать с экскурсией в столице атомной катастрофы, обращайтесь в агентство развития бизнеса города Славутича. Там пообещали, что обязательно подсобят. Выложить придется около 100 долларов.

    Наш автобус
    …Мы выехали в направлении зоны рано утром. Дозиметр показывал устойчивый фон - что-то около 10-15 микрорентген в час. Это природный фон, который в крупных городах даже выше. Безопасная норма для человека - 50.

    Дорога ужасно разбита. Сплошные ухабы, ямы, трещины. Строили ее в том же 1987 году для сообщения жителей атомгорода со станцией. До этого на ней работали только вахтовым методом. Вскорости после выезда из Славутича первая остановка - граница Украины и Беларуси. Буквально несколько километров нашей родины вклинилось в этот участок, породив таможню, паспортный контроль и прочие сопутствующие дела. Проверка документов занимает минут 30, а вот автобус не досматривают.

    Брагинский район. Один из самых грязных в радиоэкологическом плане. По бокам дороги то и дело попадаются брошенные деревеньки, но это еще не зона отчуждения. Судя по всему, деревни бросали самостоятельно. Иногда кажется, что в некоторых домах еще жизнь есть: не так все обросло кустами и деревьями, а краска кое-где держится. Но, как говорит наш экскурсовод, навряд ли здесь кто-то живет.

    На обратном въезде вместо таможенного досмотра только скромная табличка: "Украина. Черниговская область". И первый указатель на город Чернобыль.

    Контрольно-пропускной пункт в зону представляет собой маленькую будку, в которой сидит два пограничника, ручной шлагбаум, здание дозиметрического контроля и несколько метров колючей проволоки с надписью "запретная зона". На этот раз стоянка занимает несколько больше времени, ведь на каждого посетителя выдается специальное разрешение о посещении. Дозиметр спокоен, как удав: все те же 10-15 микрорентген в час. Нас догнал рейсовый автобус Чернигов - Чернобыль. Внутри около 10 пассажиров. Удивительно, но для этого автобуса никаких препятствий для въезда нет: ему тут же показывают зеленый свет в направлении ЧАЭС.

    Мост через Днепр
    Наконец-то и нам разрешают пересечь символическую черту. Как это ни странно, но дорога заметно начинает улучшаться. Впереди мост через Днепр, с которого, по словам экскурсовода, открывается вид на город Чернобыль и станцию. "До нее по прямой здесь около 15 километров, так что трубы будут видны" заверяют нас. И действительно: где-то вдалеке белеют блоки атомных реакторов. Слева - Чернобыль, практически брошенный людьми. Полуразрушенные здания, все как одно серого цвета, окна выбиты, кровли провалены.

    Мы поворачиваем в город.

    - Дома, которые деревья обступили со всех сторон, брошены. Смотрите, как они позакрывали хаты, - экскурсовод показывает нам Чернобыль. - А вот есть жилые дома: и краска свежая, и шторы висят.

    Город Чернобыль из окна автобуса
    - А сколько жителей в Чернобыле?

    - Жителей в Чернобыле нет, только вахтовики. Их тут 4000 человек, все - обслуживающий персонал станции. Есть около 200 самоселов, но в последнее время больше никто не приезжает. Наверное прошел бум возвращающихся людей.

    В городе вся необходимая инфраструктура для жизни: есть два магазина (оба коммерческие, государственные закрыты), работающая почта и телеграф, администрация города. Есть свет, отопление и вода в кранах. В общем, жить вполне можно. Учитывая еще и тот факт, что пенсию самоселам платят. За ней, правда, приходится ездить в Неданчичи. Но город, конечно же, несет на себе отпечаток заброшенности: очень тоскливо смотрятся одичавшие плодовые сады и выбитые окна.

    Дозиметр показывает рекордно низкий фон
    Дозиметр показывает рекордно низкий фон - 8 микрорентген! Это даже ниже природного фона, который мы испытываем каждый день на себе. В Чернобыль необходимо заезжать для регистрации, потому что сразу за ним начинается вторая зона, где нельзя жить.

    Зона 2

    Мы держим путь в город Припять, который был эвакуирован в течение 2 часов с момента взрыва. Сильнейшие впечатления оказывают дорожные знаки с надписями населенных пунктов, которых уже нет. Вот "начинается" деревня Копачи, а через 500 метров "заканчивается" перечеркнутым знаком. Она полностью снесена, захоронена здесь же и больше уже никогда не появится на карте. Остаются только немые свидетели - дорожные знаки - и больше ничто не указывает на то, что здесь когда-то жили люди.

    Справа знаменитый "рыжий лес", уникальная природная аномалия, появившаяся в результате катастрофы. Вернее то, что от нее осталось. В первые месяцы после взрыва этот лес, сплошной сосняк, весь порыжел от выпавших на его долю радионуклидов. Здесь фонит уже серьезно - 250-300 микрорентген. Дозиметр сконструирован так, что при регистрации фона пикает. В "рыжем лесу" он пищит без умолку.

    В "рыжем лесу" деревья действительно выглядят несколько иначе. Говорят, встречаются и длинные иголки, и сикось-накось вывернутые ветки. Но ходить в него нельзя: слишком опасно для здоровья, так что проверить, правда это или нет, невозможно.

    "Волновод" напротив знака въезда на территорию ЧАЭС
    Знак въезда на территорию ЧАЭС. Фонит вообще страшно - 700-800 микрорентген. Рядом проходит служебная железная дорога, по которой подвозят стройматериалы для нужд станции. Накат на рельсах есть, так что движение по ней существует. Рядом же и пассажирская станция, вся уставленная заброшенной техникой, проржавевшей донельзя.

    Нам показывают строящееся захоронение отходов: то, что осталось в саркофаге в виде пыли, мусора и самого неиспользованного топлива. Этот объект усиленно вводится в строй действующих на протяжении последних двух лет. На строительной площадке идет активная работа, так что с финансированием все в порядке. Как рассказала директор объекта, "места хватит для всего".

    Припять

    Сохранился въездной знак в город Припять
    Вот он, тот самый город Припять, брошенный навсегда. Покосившаяся табличка "добро пожаловать в Припять" и пост милиции - это единственное напоминание о людях. У нас снова паспортный контроль, специально для посещения города. Центральный бульвар, когда-то бывший широким, весь зарос деревьями, остались только небольшие участки асфальта, по которому пробирается автобус.

    - Присмотритесь к живой изгороди, что растет по бокам улиц. Это были розовые цветы. Сегодня - шиповники.

    Одичали не только растения. Одичал сам город. Настоящее уныние царит в пустых глазницах домов, гостиниц, магазинов, на которых сохранились вывески. На столбах висят разбитые светофоры, ржавые знаки "стоп" и "идут дети". Вокруг попадавшие без руки человека ограды, турникеты.

    На центральной площади Припяти
    Мы на центральной площади Припяти. Слева - высоченная гостиница с гербом СССР на крыше. Прямо - дом культуры "Энергетик", по периметру - жилые дома, ресторан и школа. Только в одной школе еще сохранилось большинство стекол, в остальных только дыры в стенах.

    На первом этаже гостиницы несколько лет назад кто-то в шутку или ради удачного кадра поставил корпус телевизора на администраторскую стойку. По прошествии стольких лет его никто не снял: до сих пор фотографируют. Лифты разбиты, кабин внутри нет, моторы разобраны. Это мародеры, в поисках цветного металла, буквально разобрали весь город по частям.

    На втором этаже нас ждет небывалый сюрприз - растущее из пола дерево! В выбитое окно нанесло ветром пыли и песка - своеобразного грунта - а затем и семена. Дерево уже упирается в потолок, а корни понемногу разрушают пол. И на нем набухшие почки! Растет до сих пор!

    Дом культуры
    Дом культуры в плохом состоянии. Полностью разбиты все ступеньки, нет ни одного целого окна. На первом этаже напоминание эпохи - портреты руководящего состава КПСС на полу. Рядом висит доска кинозала, на которой, естественно, уже ничего нет. За домом культуры находится парк развлечения и отдыха, который так и не был запущен в эксплуатацию. Его собирались открыть 1 мая 1986 года, но ни качелям, ни колесу обозрения не довелось прокатить людей. В школе пусто. Почти нет парт, досок, инвентаря. Даже экскурсовод точно не знала, куда дели все это: "Захоронили наверное".

    Дозиметр показывает 35 микрорентген.

    Станция

    Станция - зона 1 - особое место. Здесь много работающих людей, постоянное движение автомашин по улицам. Впечатляет дворник, метущий мусор на фоне блоков станции. Нас предупреждают, что по закону Украины фотографирование разрешено только в одном месте, прямо перед саркофагом. Эти кадры уже давно обошли весь мир, но туристов за ними тянет сюда снова и снова.

    На смотровой площадке около Саркофага
    Смотровая площадка, находящаяся от "Укрытия" в метрах 300, облагорожена: выкрашено, побелено, есть даже скамейки. Мол, присаживайся и, как японцы, наслаждайся красивым видом местной Фудзиямы - четвертого блока ЧАЭС. Иностранцев сюда приезжает много, особенно к 26 апреля и 15 декабря. Украинские бизнесмены не промах: даже мобильную связь наладили.

    Саркофаг, оказывается, покрашен в синий цвет. Выглядит он не очень хорошо: даже с такого расстояния заметны серьезные деформации стен. Но, как говорят специалисты, построенный на 30 лет, он будет стоять до 2008 года. Потом все равно придется строить "Укрытие-2". На сегодняшний день в кровле саркофага ученые насчитали 100 квадратных метров дыр!

    С саркофагом связано столько же легенд, сколько и с самой зоной. Самая красивая история - поселившиеся птицы в выемке "Укрытия". Учитывая то, что фонит под стенами на уровне 10-11 тысяч микрорентген, факт исключительный. Наш дозиметр, кстати, вообще отказался работать. Потому что рассчитан он был на тысячу, а, видно фон побольше.

    Находится здесь долго нельзя по понятным причинам. Около саркофага мы ходили максимум 5-10 минут и экскурсовод снова зовет в автобус. Выезжаем мы с территории станции другим путем, через охлаждающие каналы и озеро. В нем живет целая стая сомов, которые каждый день к 12 часам дня, когда рабочие идут со столовой, подплывают к берегу в поисках еды. Приручили рыб!

    Слева два недостроенных блока, 5 и 6. Первый из них был практически готов к пуску в апреле 1986 года, а второй только начинал строиться. По плану, ЧАЭС вмещала в себя 12 реакторов. Как нам рассказали, вырабатываемое ей электричество шло в страны Варшавского договора.

    Укрытие 2

    Это проект, который стоит не один миллиард долларов. Огромная арка из стали и бетона, накрывающая первый саркофаг, уже давно планируется к постройке. К ее финансированию приложили руку все страны большой семерки, Россия, МАГАТЭ, ООН. Верховная Рада Украины активно лоббирует проект, но на сегодняшний день у инженеров есть сомнения. Объект настолько уникальный, что спорным кажется каждый узел, даже не вся конструкция в целом.

    Если арка будет возведена, то уже под ней часть старого укрытия нужно разобрать. В некоторых комнатах блока №4 фон достигает запредельных отметок в 3500 рентген в час, что ровно в 1 миллион раз больше природного фона. Как поступить с этими помещениями? Но и медлить нельзя. Через прорехи в кровле в блок постоянно поступает вода, подтачивая конструкцию изнутри, что грозит не только попаданием ее в грунтовые воды, но и разрушением вообще всей конструкции. Просчитать дальнейшую ситуацию, конечно же, невозможно.

    Жизнь и смерть

    В зоне они соседствуют. Помимо работающих людей, самоселов, браконьеров, милиции, патрулей, здесь существует уникальный животный мир. На территории ЧАЭС ученые обнаружили белого орлана, редчайшую птицу на всей земле. Именно здесь ей больше всего понравилось жить. Как рассказали в лаборатории Славутича, специалисты постоянно наблюдают за дикими кабанами, лошадьми Пржевальского (в табуне уже 70 голов), птицами и грызунами.

    Для наблюдения за животными, в "рыжем лесу" было установлено три автоматические фотокамеры, реагирующие на движение. На фотографиях, сделанных ими, - енот, косуля, кабаны. Два аппарата, правда, были украдены браконьерами. Наверное, они тоже сработали где-нибудь ночью на их движение, и вспышкой выдали себя.

    Ученым важно знать, как действуют на животных малые дозы радиации. Опыты проводятся на мышах-полевках, самом распространенном виде животного мира в зоне. И они действительно мутируют, рождаются мертвыми, с генетическими изменениями организма. Но сам процесс до сих пор остается неясным: что изменяет одних и почему другие чувствуют себя нормально? И, главное, как это перенесет человек?

    Вне зоны

    Мы выезжали из Чернобыля с тяжелым сердцем. Грустно видеть пустые города, зарытые в землю села, людей в камуфляже с респираторами, постоянные точки радиационного контроля, знаки "Стой! Опасная зона!". И радостно видеть необычайно красивую природу, набухающие на деревьях почки, великолепные плодовые сады, готовые вот-вот зацвести.

    Выходя за пределы, мы все проходим контроль. Белый свет у всех - можно идти.

    А через километр после выхода, поля по обеим сторонам дороги уже зеленеют пшеницей. Как будто и нет никакого Чернобыля.

    Денис Б.

    Другие фотографии из поездки:
    Мост через Днепр. Вдали виднеется ЧАЭС Новая железнодорожная ветка к хранилищу ядерных отходов Ответвление на ветку со станции Янов-Полесский
    Станция Янов-Полесский Волновод напротив ЧАЭС До Саркофага - 1 километр!
    Центральная гостиница Припяти. Запустение Брошенный город Припять Брошенный город Припять. Дом культуры энергетиков
    Чернобыльский натюрморт

    >> к списку отчетов <<

    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz