Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • отчеты / лепель

    ОТЧЕТЫ / ЛЕПЕЛЬ

    07/08/2004
    пункты поездки: Минск - Лепель - Орша

    Если кто помнит, поездку в город Лепель, а точнее по ветке Орша - Лепель, мы планировали еще в 2003 году, во времена, когда в Беларусь приезжал Сергей Кудряшов. Именно с ним мы обсуждали возможности нашего попадания в сей славный районный центр, но обстоятельства были выше нас. По этой ветке также до "Волновода" проехал известный железнодорожный путешественник Болашенко со своей женой. Но он так и не разразился отчетом о том путешествии, так что 132-километровый кусок железных дорог Беларуси все еще был покрыт мраком и тайной. Во время второго приезда в Беларусь Сергея Кудряшова ему удалось кое-что узнать о ветке у машинистов дизель-поездов, с которыми ему удалось проехать по некоторым участкам БЖД. На этом сведения оканчивались.

    Летом же 2004 года skitalec и bZed наконец-то решились все-таки исследовать данный участок и предоставить данные нашим последователям. Еще весной этого года bZed разработал два способа за один световой день съездить по участку и вернуться в родной Минск. Вот они: из Минска уехать на Оршу около 9 утра, оттуда в выходной день ходит пригородный на Лепель во втором часу дня, затем на нем же вернуться в Оршу и домой. Этот способ показался нам утомительным и очень непродуктивным. Также вариант такого попадания - это ночной №652, на котором достигается Витебск, из него дизелем до Орши и первым в 9 утра на Лепель, откуда на каком-нибудь автобусе до Минска. Вариант отвергли: много белых пятен и ненужная ночь в поезде. Оставался второй способ: на автобусе до Лепеля, затем дизелем до Орши и оттуда домой. Так и порешили.

    Единственный автобус, который нам подходил по расписанию - это утренний Минск-Новополоцк, проходящий через Лепель. Встретившись за день до путешествия, bZed и skitalec приобрели два билета на сидячие места до остановки Лепель и на следующий день уже встретились на столичном автовокзале "Московский" снова, дабы приступить к реализации путешествия. Где-то за 10 минут до отправления, подали автобус. Им оказался (кто бы подумал!) красный "Икарус-280", перевезший не одно поколение туристов по всему бывшему Союзу. Надо сказать, машина эта живучая, не уступающая ЛАЗам и ЛиАЗам.

    Отправились от платформы ровно в 8.50, согласно расписанию. Внутри салон представлял достаточно жалкое зрелище: измазанные и изрезанные сидения, вонь от сгоревшей солярки, поломанные щитки от солнца и все в том же духе. А также духота и жарища, благо день был достаточно теплый и классический летний. Тем не менее, пробираясь улицами и проспектами столицы, мы выехали на Витебскую трассу и по предгорьям логойщины двинулись на северо-восток. Автобус развил резвую скорость и делал примерно 90 км/ч. Места в этой части Минской области очень красивые, а тем более радовали они нас из-за редких моментов их посещения. Все-таки железная дорога для нас впереди планеты всей по способу передвижения.

    Достаточно споро приехали в первый город на пути к Лепелю. Это маленький районный центр Плещеницы, которым только в этом году техническая революция подарила мобильную связь. Остановка минут 10, за которую мы успеваем выкурить по сигарете и поговорить о сегодняшнем путешествии. Плещеницы произвели несколько удручающее впечатление своим автовокзалом и разбитыми кассами.

    Снова сели в автобус. Трасса заметно покрылась лесом по сравнению с Минским районом. Все дело в том, что потихоньку приближались к Березинскому биосферному заповеднику, через который проходит автодорога. Но до этого нас ждала еще одна остановка в районном центре. На этот раз это был Бегомль. Сюда, кстати, техника в виде мобильной телефонии еще не дошла, так что наши трубки гордо молчали. Бегомль показался более ухоженным и красивым нежели предыдущие Плещеницы.

    Опять урчание мотора и снова трасса. Вот показался указатель заповедника, и мы действительно оказались в каком-то сказочном лесу: красивые столетние сосны, низко нависающие над трассой, редкие лучи солнца, пробивающиеся через гущу листвы и… тишина. Заповедник все-таки. Уж не знаю, так или нет, но дышалось в нем полегче.

    Тем не менее, на горизонте славный Лепель. Мы все гадали, пересечет ли автобус железку перед заездом на станцию или нет. Пересек! Хотя нам показалось, что переезжали мы какой-то подъездной путь, но позже оказалось, что это и есть магистраль. Сворачиваем на какую-то улицу и вот слева за окнами показывается здание железнодорожного вокзала. Чуть далее - автостанция, где bZed и skitalec покидают автобус и направляются к железке. Немного первых впечатлений: автостанция в плохом состоянии, а вот вокзалу недавно подарили ремонт. На одной из фотографий, что есть в Интернете, станционное здание бирюзового цвета, а в этом году уже стало бежевым. Кстати, везде вставлены стеклопакеты и прочая - видно, что БЖД на тупиковую станцию какие-то деньги тратит.

    Мы сразу решили не заходить внутрь, а выйти к путям. Их всего 5, причем 3 из них используются активно. Так, на третьем стояло нечто явно ремонтной принадлежности: какие-то полуцистерны желтого цвета и несколько платформ. Внутри станции все как полагается: небольшой зал ожидания, касса, расписание, состоящее из шести строчек: три прибытия, три отправления. Судя по всему, "Экпрессом" станция не осчастливлена. На стене висела вполне себе интересная табличка с информацией о том, что за чуть менее, чем 5000 рублей можно снять комнату на станции со всеми удобствами на целые сутки. Вот так вот! Людей, кстати, в зале ожидания было около 10, на скамейках на улице - столько же. В противоположном крыле здания находится небольшой магазин, со стандартным набором для глубинки: водка, валенки, "Прима" и колбаса. Мы купили билеты до Орши. 13 зон. Наш дизель отправлялся в 13:33, а сюда прибывал из Орши где-то в 12: 45.

    Пока сновали по зданию, на второй путь прибыл грузовой состав! Это была "Машка" с тремя цистернами: две с бензином, одна со спиртом. Локомотив достаточно резво отцепился и уехал в направлении к Крулевщизне (там тянутся рельсы до какого-то завода), затем развернулся, подъехал к противоположной стороне своих вагонов и подцепил их, заглушил двигатель. К составу подошла какая-то женщина с бумагами и стала старательно что-то писать, затем села в кабину.

    На первой платформе нас ожидал еще один сюрприз. Стандартный для советских дорог плакат "Переходить пути в неустановленном месте опасно для жизни!" был проиллюстрирован… ЭР9Т-711!

    Наконец пришел дизель. Смех-смехом, но это опять был 2М62У-0259, который в последнее время попадается очень часто. Точнее, это был ДДБ1 с локомотивами. Мы сели в вагон, где людей было совсем ничего. До отправления оставалось еще с десяток минут, так что можно было понаблюдать за путейцем, зачем-то ковырявшемся в сцепке грузового состава. Время как-то быстро пролетело, и поезд тронулся. Быстро покинули город и вышли на "магистраль". Резвой скорость не назовешь, но, тем не менее, шли достаточно шустро. Сразу же обратили внимание на то, что на участке очень много кривых: поезд, выйдя из одного поворота, тут же входил в другой. Пейзажи болотистые и лесистые, буквально деревья нависали над вагонами. Надо сказать, здесь есть историческая предпосылка. Дорога в войну использовалась партизанами для передачи оружия в отдаленные лесные батальоны, а эта братия любила где по-болотистей да по-лесистей. После войны участок от Лепеля до Крулевщизны восстановлен не был.

    Первые две остановки - Лазовики и Заслоново - классические для малодеятельных веток: поезд открывает двери в лесу. Зато следующая станция Чашники - это даже целый узел! Отсюда уходит ветка до станции Новолукомль длиной в 21 километр, на которой нет пассажирского движения, но существует грузовое, а по накату - достаточно активное. На станции нас ждал… грузовой под 2ТЭ10, перевозящий открытые платформы с песком и галькой. Самое интересное, что после прохождения нами блок-участка, он не ушел на Новолукомль, а собрался в Лепель.

    Мы же поехали далее. Скорость особо не возросла, а кривые были все те же. В нашем вагоне время от времени не закрывалась дверь, так что можно было смотреть на пейзажи через нее, что мы и делали. Проезжаем несколько совсем глухих о.п., остановку побольше - Сенненскую - и выруливаем на станцию Бурбин. Досюда по выходным дням летом, помимо основных трех дизелей до конечной, ходит еще один. Бурбин - самая обыкновенная типовая станция с тремя путями, один из которых ржавый. Здесь же мы встречаем встречный дизель ДР1П с номером более 300. И здесь же наш состав включает второй двигатель, так что оставшаяся часть поездки проходит намного живее.

    Ближе к Орше людей становится несколько больше, а места по-живее. На участке нам встречается еще две станции - Лямница и Смольяны. Согласитесь, для тупиковой ветки 5 станций - это очень даже неплохо. К сожалению, ничего встречного больше не попадается. Потихоньку подъезжаем к конечной. Станция Орша - самый большой и самый запутанный для непосвященного узел на БЖД. Мы приезжаем слева от основного хода из Минска, проезжаем над ним по мосту и по длинной кривой сливаемся с ним. Еще несколько минут, и двери открываются на южной части островного вокзала. А на соседнем пути стоит пригородный Орша-Лепель, плацкартные вагоны с тетками под ТЭП70. Удивительно то, что ТЭП70 и вообще тепловозов катастрофически не хватает в Орше, а тут его отправляют в Лепель в тот момент, когда есть пришедший оттуда же состав, вполне могущий сделать еще одну баранку.

    По расписанию, через 30 минут до Минска идет ускоренная электричка, что нас радует. Идем в буфет, едим по паре беляшей и пьем пиво. Садимся в первый вагон, чтобы удобнее выходить в Минске и вскоре уезжаем. На первой же пропущенной остановке (а эта электричка останавливается только на станциях до Борисова, а после пропускает еще массу мелких о.п.) срабатывает стоп-кран. Оказывается, что это кто-то решил выйти именно на пропущенной остановке, не зная, что поезд ускоренный. Машинист разряжается длинной речью по информатору о невозможности использовать стоп-кран просто так и требует доставить ему нарушителя. Помогала выскакивает из кабины, несется по вагонам и вскоре приводит ревущую женщину, которая "не знала, что нельзя". Думается, что 5000 рублями вполне можно было отделаться. И мы решили, что это небольшие деньги за возможность прокатиться в кабине : ). Хотя стоп-кран для этого не рвали. Еще один момент: пока мы стояли, мимо пронесся состав… ЭР9Т-711! Тот самый, что был нарисован в Лепеле на плакате!

    Проносясь мимо остановок, машинист гудит: очень много людей стоит в ожидании электрички и не все знают, что эта для них не остановится. Время от времени, мы инстинктивно хватаемся за поручни, потому что не знаем - впереди остановка или переезд с застрявшей машиной. Мы-то в первом вагоне.

    Достаточно быстро докатились до Борисова. Людей на удивление не очень много. Теперь едем медленнее, часто останавливаемся. Последняя сегодняшняя задача: рассмотреть ответвление в Смолевичах до станции Шеметово, что находится в аэропорту "Минск". На поверку искомое оказывается недалеко от остановки Красное Знамя и представляет собой очень сильную кривую, уходящую на мост через трассу М1. Состояние больше похоже на подъездной путь.

    Еще с полчаса, и около 21:00 электричка достигает Минск-Восточного. BZed выходит здесь, потому что ему ближе отсюда до дома, а skitalec едет на Институт Культуры, откуда до дома ближе ему.

    Так мы изучили ветку на Лепель. Достаточно познавательно и интересно.

    Денис Б.

    >> к списку отчетов <<

    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz