Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • отчеты / херсон, феодосия

    ОТЧЕТЫ / ХЕРСОН, ФЕОДОСИЯ

    13 - 30/08/2004
    пункты поездки: Минск - Бахмач - Лохвица - Кременчуг - Знаменка - Николаев - Херсон - Джанкой - Феодосия

    Туда

    Каждый четный год я отправляюсь на море. Все-таки не хватает Беларуси своего крупного водоема, да еще с волнами. Вариантов поездки немного: Кавказ, Крым, Болгария. Само собой, один из главных факторов при выборе - это наличие железнодорожного сообщения между Минском и нужной точкой. На Кавказ может отвезти поезд Брест - Адлер или Минск - Кисловодск, в Крым - многочисленные симферопольские поезда или единственный феодосийский, в Болгарию - Минск - Варна. После многочисленных перебираний вариантов выбор пал на Феодосию.

    Поезд за нумером 486 ходит через день по четным дням с середины июня до середины сентября. Особый интерес вызывает то, что идет он очень необычным ходом для южных поездов, а именно через Кременчуг, Николаев и Херсон. И если кусок Бахмач - Ромодан не так интересен в виду своей "центральности" в Украине, то Знаменка - Долинская - Херсон - Николаев - Джанкой представляет огромный интерес в виду жуткой глуши и очень небольшого пассажирского движения: зимой на некоторых участках нет даже ПДС.

    Изначально в мой план по отдыху на море включал также и несколько железнодорожных мини-путешествий по автономной республике Крым. А именно: достичь Керчи, а по возможности и порта Крым, проехать по ветке до Евпатории, а при удачном стечении обстоятельств и съездить заново до Севастополя (по участку Симферополь - Севастополь мне приходилось путешествовать, но очень давно, еще до развала Советского Союза, так что воспоминания об этом крайне смутные). Почему все это не получилось, я немного писал в гостевой книге проекта, а подробности изложу здесь.

    Думается, что не стоит утомлять потенциального читателя длинным рассказом о подготовке к поездке, скажу лишь, что внимательно следя за динамикой продаж и бронирования билетов на нужный поезд и вообще поезда в южном направлении, мы с компанией пришли к выводу, что их необходимо покупать как можно ранее. В итоге в кассы пришлось идти аж за 44 дня до отправления поезда. Утром того дня система "Экпресс-3" мне выдала, что в наличии осталось всего 6 нижних плацкартных мест, а верхних 19. Именно поэтому еще в июне уже купили билеты. После долгого и мучительного выбора остановились на таком раскладе: 33,34,35 места, то бишь туалетные и не самые лучшие. Да и ожидать от сезонного поезда хороших вагонов не приходилось. Что ж, на то он и дикий туризм, чтобы мужественно преодолевать столь незначительные препятствия, как поездка в последнем купе в течение 34 часов :)

    И настал наконец-то день поездки. Поезд отправлялся ближе к вечеру, когда наконец спала установившаяся дневная духота и можно было рассчитывать хоть на какую-то прохладу внутри поезда. Естественно, наши ожидания отнюдь не оправдались, но мы были награждены открывающимся окном, что при приложении некой инженерной мысли можно было обратить в удобство. Мы просто расположили защитную пленку от солнца так, что угол попадания потоков воздуха в купе создавал благоприятную атмосферу для путешествия.

    Тронулись как-то незаметно. В этом путешественническом году мне почему-то очень много приходилось поездить по дороге Минск - Гомель. Наверное из-за того, что год 2004 в основном был посвящен восточным частям Беларуси, а именно эта дорога позволяет достичь глухих участков наиболее быстро. Поэтому в окно нечего было смотреть. Скорость поезда впечатляла: зачастую он плелся не более 30 км/ч, вызывая духоту в вагоне и сонливость у пассажиров. Буквально в течение первых двух часов мы уже стали отставать от расписания на 30 минут и только к Гомелю сумели кое-как нагнать это безобразие. Жлобин как всегда встретил мягкими игрушками, добавив при этом легкий моросящий дождик и лязг сцепок на грузовой станции. Мы ехали практически в конце поезда, в 13 вагоне (выезжали 13 числа!) и потому остановились ближе к окраине станции, где время от времени проводятся маневровые работы.

    Граница встретила непролазной ночью, заспанными таможенниками и жуткой суетливостью с декларациями. В конце концов украинские охранники государственной границы не успели до отправления поезда вовремя всех проверить и ехали с нами до следующей остановки. Количество употребленного нами алкоголя уже стремилось к критической массе, поэтому было решено ложиться спать, а уже утром решать проблему с поставками пива в купе.

    Проснулся я в Бахмаче, где-то в 5 утра, от того, что шумный меняла денег с белорусских на украинские слишком громко предлагал свои услуги. И курс у него был, мягко говоря, нагловатый: по 500 отечественных зайцев за одну самостийную гривну, что превышает официальный ровно на 20%. Я побеспокоился о приобретении валюты соседней страны заранее, а вот один из нашей компании в итоге согласился слить кучу отечественных денег по этому безумному курсу. Что ж, каждому свое. Я тем временем высматривал Бахмач. Это последняя станция Юго-Западной дороги, куда доходят отечественные локомотивы, а именно любимые всеми ТЭП60. Наша "тапка" бодро отцепилась от состава и пошла гулять по стрелкам, в итоге обернувшись на восточную часть этой островной станции. Нам же выдали синий ТЭП70. Такую раскраску у этого коломенского зверя я видел впервые. Теперь немного о станции. Она, как известно, огромна и поражает своими размерами путешественников-любителей-железных дорог. Плюс к тому, Укрзализниця позаботилась о том, чтобы провести здесь ремонт. В мой последний раз, когда я проезжал Бахмач (июль 2002 года), здесь все было иначе: обшарпано и не выкрашено.

    Двинулись дальше. Вскоре после выхода из длинной станции мы оставляем справа ветку на Прилуки и Гребенку, а сами сворачиваем налево, на Ромны, Лохвицу и Ромодан и развиваем очень бодренькую скорость. Буквально через пару минут огромный щит по правой стороне извещает наблюдательных пассажиров, что мы попадаем во владения Южной дороги Украины... и тут же снижаем скорость. Метаморфоза непонятна. Сравнить этот участок украинских дорог я бы хотел с участками Чернигов - Нежин - Киев, а все потому, что в Украине по всей стране понастроено слишком много одинаковых станций. Есть свой типовой проект и в Беларуси, но в родной стране хватает индивидуальных станций, здесь же все слишком похоже друг на друга.

    Тем временем в вагоне начинается великое хождение в туалет. Шутка ли, 50 человек одновременно просыпаются и собираются почистить зубы. Все эти пертурбации через наше купе меня нисколько не раздражают, а вот моим попутчикам дают возможность напоминать мне, что места выбирал я. На что приходилось парировать "а ехали бы все на боковушках или вообще вверху, что тогда сказали бы?". К счастью, утренний туалет наконец-то закончен для всего вагона и настает через "картам-водке-песням-разговорам". Я же буквально живу в окне и постоянно сверяюсь с атласом: что там дальше? А дальше была большая скучная станция Ромны, на которой не было никакого движения. Вообще до Ромодана я так и не встретил ни одного пригородного поезда. Надо сказать, что в этой части Украины люди живут достаточно бедно и антураж соответствующий: заброшенные заводы, заросшие огороды, нищая одежда. Впрочем, я достаточно подробно это описывал в отчете о прошлой поездке в Крым, правда тогда мы ехали по соседней ветке через Гребенку и Черкассы. Различий немного.

    В Ромодане мы к моему большому сожалению стоим совсем немного, так что я только успеваю рассмотреть дизель-поезд типа ДР1 на соседнем пути в нестандартной для Беларуси окраске в национальных тонах Украины - голубом и желтом. Сие чудище стояло с наполовину открытыми дверьми и вообще вызывало чувство жалости :) Хотя вспомнив некоторые экземпляры поездов в Гомеле, особой гордости за родину не испытал.

    Впереди у нас еще несколько часов пути до следующей крупной станции - Кременчуга. Там нам должны были поменять локомотив, а я в это время с удовольствием рассмотрел бы этот крупный районный центр и небольшой узел дорог (на северо-восток от Кременчуга уходит глушайшая ветка до Полтавы). Путь до Кременчуга прошел в полном бездействии по причине окончания различных горячительных напитков у нашей проводницы, поэтому пришлось просто изучать атлас.

    ...По городу поезд идет довольно долго, то ныряя в зеленые лесополосы, то пробираясь между хрущевскими девятиэтажками, то просто показывая изнанку гаражных массивов. В итоге останавливаемся на первом пути возле небольшого вокзала. Плохо то, что прибыли мы с заметным опозданием, но хорошо, что состав не тронется раньше, чем поменяют локомотив. А по нормативу это 20 минут. В итоге компания разбегается по магазинам, а я остаюсь рассматривать вокзал и курить на перроне. Надо заметить, что в Кременчуге почувствовалось приближение юга - температура воздуха заметно выше даже минской. Кременчуг еще интересен и тем, с западной стороны города уходит объездная 20-километровая ветка, по которой, согласно карте Димы Зиновьева, есть пассажирское движение. Проверить так это или нет, мне не удалось. Кстати, в Кременчуге на соседнем пути снова стоял жовта-блакитны дизель типа ДР1.

    Выходя из города, мы пересекаем широченный Днепр по огромному мосту. До сих пор помню, как красиво идет поезд через водохранилище в районе Черкасс по соседней ветке. Оказывается, что в Кременчуге тоже достойный вид, как и в Киеве: могуч и сердит Днепр! :)

    Следующая крупная станция и узел - Александрия. На ней я уже тоже бывал в прошлую поездку в Крым, но в памяти о том событии не осталось ничего. Как, впрочем, и в этот раз. Единственный интересный факт состоит в том, что в Александрии мы сворачиваем направо, тем самым проезжая участок Александрия - Знаменка в обратном направлении по отношению к поездам, идущим в Крым! То бишь если за нами шел бы поезд Симферополь - Минск, то получилось бы, что мы идем к противоположным точкам, но в одном направлении и одной дорогой. Тут же и еще один казус: проезжая по этому участку, мы немного отдаляемся от конечного пути. Кто так прокладывал маршрут, мне неведомо. Я бы предложил следующий вариант: от Александрии сворачиваем на Пятихатки, Кривой Рог, Апостолово, затем, если уж так надо попасть в Николаев, то идем на Снигиревку, а по ней на Николаев, а лучше вообще сразу на Херсон, тем самым сокращая путь и выполняя ту же задачу по маршруту.

    Но сейчас все иначе. Знаменка тоже особым ничем не запоминается, кроме того, что успеваем выходить и покурить, купить свежей минералки и пива. От Знаменки же начинается наиболее ожидаемая мной часть путешествия, то бишь по степной дороге до самого Джанкоя. Жара на улице стоит уже неимоверная, кажется, что дышать нечем, да и улицы с полями пустынные. Здесь же начинаются Великие Подсолнечные Угодья, как я в шутку назвал огромные плантации подсолнечника. Представьте себе, что поля с этим дивным источником вездесущих семечек и растительного масла тянутся вдоль железной дороги часами, лишь время от времени прерываясь на короткие участки лесополосы! Смотреть на это великолепия долго тоже невозможно - укачивает. Сколько же подсолнухов растет на Украине? Миллиарды, небось. Дорога же сама по себе прямая как игла. Время от времени высовываясь из окна, я смотрел, как поезд идет ровно, не сворачивая так же долго, как тянулись плантации.

    И наконец мы прибыли в Долинскую. Пожалуй, огромность этой станции можно смело сравнить с Волховстроем, где я побывал в марте этого года. Огромнейшая островная станция, с бесконечными грузовыми составами, практически не видно жилых домов... И старый-старый вокзал дореволюционного типа, с большим базаром по продаже еды-воды-газет. Я как зачарованный ходил вокруг поезда, все всматриваясь, где же заканчивается станция Долинская? Здесь же нам перецепляют снова локомотив, на этот раз дают монстра 2ТЭ116 ТЧ Херсон. Побродив по Долинской, прихожу к выводу, что вернуться сюда нужно обязательно. Жаль только, что в этой части Украины плоховато с круглогодичным пассажирским движением.

    Дорога до Николаева - один в один, что до Долинской. Бесконечные подсолнухи, палящее солнце, редкие тракторы на полях и закончившийся алкоголь на столе. Приходится кемарить, листать атлас, читать книги и учащенно ходить курить. В Николаеве мы снова с большим опозданием, поэтому поезд стоит буквально 5 минут, как раз успевают выйти приехавшие сюда пассажиры. Дорога же до Херсона начинает укутываться в ночь, так что становится ничего не видно. Но и расстояние между этими двумя областными центрами не такое уж и большое. Буквально через два часа мы прибываем в первый курортный город по нашему пути до Феодосии. Выбегаем в привокзальные палатки, покупаем необходимые продукты и напитки и быстро возвращаемся назад. Хотя можно было особо не спешить - здесь снова смена локомотива и снова на семейство 2ТЭ, на этот раз 2ТЭ10. Город сверкает огнями, сразу видно, что наконец-то наш поезд очутился на юге.

    И где-то в Вадиме мы засыпаем. Ночью все равно бесполезно рассматривать момент перехода с материка на полуостров... (хотя я это уже однажды видел на соседней ветке, когда ехал в 1990 году из Симферополя тогдашней "соткой") и просыпаемся за полчаса до Феодосии. Льет жуткий дождь, в открытое окно налило воды на стол, полки, вещи! Кое-как прибрав все это мокрое хозяйство, не заметили, как вокруг поезда образовался некий шум. А это оказалось, что в Феодосии каждый ночной поезд встречает криками толпа отдыхающих. Мы-то приезжаем в 4:30 утра! Слева плещется море, справа - огни набережной, впереди - конечный пункт поездки. Ура! Мы в Феодосии!

    Там

    Для представления Феодосии-железнодорожной, показываю небольшую схему:

    Сам город лежит между станциями Айвазовская и Феодосия вдоль моря, ненамного уходя вглубь. Также часть города перекидывается через порт (наиболее древнее место, известно с 500 г. до н.э.) и через станцию Айвазовская к поселку Приморский. Вообще, большая Феодосия - это в том числе и находящийся в 20 километрах Коктебель. Так что не удивляйтесь размерам крымских городов.

    Теперь подобронее о всех частях схемы. Станция Айвазовская - типичное двухэтажное здание с малюсеньким залом ожидания и двумя кассами. Пропускает через себя все поезда, которые здесь в обязательном порядке останавливаются, в том числе московский скорый, а также все пригородные, коих здесь достаточно. Пять путей, редкое движение чмух и несколько пассажирских вагонов - типичный пейзаж станции. Вдалеке красиво виднеются горы - пейзажи здесь отличные, прав был товарищ художник.

    Отстой локомотивов - это небольшой тупик из двух веток, где стоят джанкоевские 2ТЭ10. Чтобы попасть на рядом находящийся пляж, все время нужно проходить мимо них.

    Везде, где указано "море", есть и пляжи. Прелесть Феодосии в том, что если вам захотелось позагорать, то придется в любом случае переходить железку. Особенно это заметно на "набережной", которая находится буквально в 2-4 метрах от железной дороги и все веселье время от времени прерывается протяжными гудками тепловозов. Там же и сильное грузовое движение - порт рядом. Кстати, это и объясняет такое неудобное расположение железной дороги - она по сути является подвозящей к порту.

    Сама станция Феодосия небольшая, 5 или 6 путей. Вокзал старый, без зала ожидания, но круглосуточный, в отличие от Айвазовской. И буквально через 50 метров после окончания станции стоят ворота в порт. Типа конец железной дороги :)

    Обозначенные красным переходы через дорогу - места повышенной опасности. Тепловозы гудят постоянно, народ бегает туда-сюда... В общем, любителя железных дорог радует :) Правда, иногда составы стоят такие длинные, что перекрывают первых два перехода.

    Пассажирское движение в летнее время достаточно сильное. Два московских поезда, один киевский, один минский и несколько дополнительных с других городов Украины по определенным дням недели: Луганск, Донецк, Харьков. Пригородное движение представляет собой пять пар поездов до Владиславовки, Джанкоя и даже Вадима, но нет ни одного прямого до Керчи. Видно, что не любят украинские железнодорожники менять направления по Владиславовке. Все пригородные ходят в виде общих и плацкартных вагонов, ведомые "чмухой" и что самое удивительное, зачастую и дальние поезда подвозят те же маневровые машины! Скорости на участках не очень большие, а магистральных локомотивов не хватает - вот и цепляют "чмухи".

    Как я уже говорил, помимо купания и загорания, мной было намечено первым делом посетить Керчь. Регулярно с автостанции Феодосия уходит несколько автобусов до этого города, плюс есть неплохая волна "пригородный - местный", которая начинается в 7 утра. Но! Уехать обратно из Керчи представлялось делом достаточно тяжелым. Там было два варианта: дождаться маршрутку по трассе либо ждать позднего вечера в Керчи, уехав оттуда в 21.00, затем два часа ожидания во Владиславовке и только в 2 ночи я вернулся бы на "родину". Ехать одному в такое "белое" путешествие мне очень не хотелось, все-таки не родина. В итоге от Керчи отказался.

    С Симферополем же вообще было все еще "проще": в этом направлении хронически не было билетов на автобусы и маршрутки. Они были, но такие неудобные, что мне пришлось бы неизвестно где торчать в западных крымских городах. И я тоже отказался, предоставив своему телу больше ловить солнца и воды.

    Билетов не было и в Минск, цитирую по гостевой сайта свой же пост: "Всем привет снова! В общем, тут жарко :) До Керчи хотел съездить сегодня. Тут просто: до Владиславовки пригородный в 7:50, затем на шестисотый Симфа - Керчь. Но остановил меня обратный путь. Этот же шестисотый выходит из Керчи в 20:45, но приезжает во владиславовку так, что добраться до Феодосии уже никак. Есть масса автобусов и маршруток, но они дорогие и на них очень часто нет билетов. Обратные до Минска пока не взял. Их все еще нет. Кстати, интересный факт: до Киева отсюда стоит 35 гривен, а уже до Минска 125! Коммунизм на железных дорогах Украины".

    Даже местные перекупщики отказались нам помочь в их приобретении. К концу отдыха ситуация становилась вообще критической. Не было билетов на все поезда до Киева, Харькова, Могилева, Бреста, Полоцка, Орши, Житомира, Ковеля... то есть до тех городов, откуда можно было бы доехать до Минска с одной пересадкой. Мы уже подумывали вспоминать азы автостопа, коим занимались несколько лет назад, а я вообще ратовал за возвращение собаками :), начав даже составлять волну, когда буквально за два дня до отъезда невозмутимая кассирша выдала сакраментальную фразу "а вам какие билеты?". В итоге нам достались две верхних плацкартных боковушки и одна нижняя. Двое из нашей компании днем раньше уехали в Симферополь, надеясь уехать оттуда (они там торчали два дня и в итоге вернулись в тот же день, что и мы).

    Обратно

    Поезд отбывает из Феодосии в 8:30 утра. Накрапывал дождик, погода была пасмурной, но в нашей сумке было несколько хорошего пива и даже бутылка шампанского за отъезд, так что начало пути должно было стать хорошим. Как только тронулись и поехали по той самой набережной, пшикнули игристым, налили в незабвенные пластиковые стаканчики и выпили за тех, кто сейчас в море - подняли наш любимый тост.

    P.S. Дорога до Херсона, та, что мы не видели ночью, все та же: степь да степь кругом. Интересные станции Владиславовка и Вадим.

    Денис Б.

    >> к списку отчетов <<

    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz