Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • отчеты / кричев, унеча

    ОТЧЕТЫ / КРИЧЕВ, УНЕЧА

    17 - 19/09/2004
    пункты поездки: Минск - Орша - Кричев - Унеча - Новозыбков - Гомель

    Вообще-то эта поездка планировалась только на 2005 год, но вдруг случилось так, что по восточным участкам БЖД решили проехать участники Клуба Транспортных Путешественников из России. Отказаться от общения с этими людьми, ну и заодно проехать по неоткрытым для меня дорогам я не мог. Первоначальный план претерпевал значительные изменения по ходу обсуждения поездки на форуме. Во-первых, достаточно быстро отпала Шестеровка, в которую до достижения Кричева не известно было как попасть. Затем кто-то предложил посетить Круговец, что сразу было отвергнуто в виду неудобства возвращения оттуда. В общем и в итоге общий маршрут сложился так: Орша - Кричев - Унеча - Новозыбков - Гомель. Из Гомеля я уезжал в родной Минск, а КТП всем составом в Фаянсовую, чтобы продолжить путешествие.

    Изначально со стороны "Волновода" должны были принять участие также bilderwelt и skitalec, но первый отказался по финансовым соображениям, а второй в эти числа по личным делам уехал в Смоленск. В итоге я остался один.

    За день до отправления в кассах Минска-Пассажирского мной был приобретен билет в плацкартный вагон поезда №652 Барановичи - Витебск - Полоцк на место за нумером 19. Радовало, что за сутки еще оставались нижние не боковые места. Не радовало лишь то, что поезд уезжал в полночь из Минска и уже в 3:54 достигал Орши, так что на сон оставалось в лучшем случае около 3 часов.

    В вагоне (наконец-то после долгого лета!) не было душно, но достаточно многолюдно. Даже большинство верхних боковых мест было занято. Напротив меня расположилась какая-то женщина до Витебска, наверху спало тело из Баранович (оно и не вышло до Орши), на соседней верхней полке барахтался молодой человек также до культурной столицы Беларуси. Расстелив постели (я отказался идейно - три часа сна во влажной постели за бакс - это слишком) вся эта братия дружно захрапела. Я, натянув теплый свитер, зная, что в вагоне будет морозильник, тоже улегся на фотоаппарат с атласом, прикрывая их своим могучим торсом от злостных воришек. Но в итоге поспать мне удалось лишь до Борисова, а все остальное время я, старательно натягивая воротник свитера на лицо, пытался хоть как-то согреться. Так, отчаянно пыхтя и время от времени попивая кофей, прибыл в Оршу.

    На перроне меня уже ждал Александр Фетисов, автор знаменитой и незаменимой для путешественников книги "Все электрички России". Остальная братия из КТП поехала в Могилев, чтобы оттуда достичь Кричева и исторически воссоединиться с нами. Вместе с Сашей мы быстрым шагом отправились в кассы, чтобы купить билет до Кричева на отходящий в 4:12 дизель. Каждый из билетов стоил 3500.

    В момент, когда мы выходили из вокзала, подали поезд. Это был ДР1-265 (буквенный индекс не помню), достаточно новый для БЖД. Всего лишь 1978 года постройки :) Саша бодренько забежал в моторный вагон и занял на двоих место. И, надо сказать, поспешность лишней не была, потому что в такую рань в салоне было аномально много людей. Почти все места заняты. До поездки мы обсуждали, в какую сторону пойдет дизель. Я предполагал, что в сторону Москвы, согласно моему атласу. Книга беззастенчиво врала - состав поехал в сторону Минска. Где-то в дебрях Орши-Западной он свернул налево и тут же стал опаздывать на 5 минут. Нас это не волновало, потому что в Кричеве и так сидеть 3 часа.

    128-километровый участок Орша - Кричев дизель преодолевает за чуть более чем 3 часа, что является своеобразным рекордом скорости на БЖД для таких составов и такого километража. Скажем, на преодоление расстояния с Молодечно до Лиды (тоже 128 км) уходит 4 часа. От Орши до Кричева нет никакого дальнего сообщения и почти нет грузового. Где-то я слышал, что здесь проходит 2 пары грузовых в сутки, хотя это может не соответствовать действительности. На участке несколько станций, две из которых более или менее крупные - это Погодино и Ходосы. Станция Погодино - это на самом деле районный центр Горки. А вот о.п. Дрибин к городу Дрибин имеет посредственное отношение, потому что этот районный центр находится в добром десятке километров от железки.

    Ехали не то чтобы очень быстро, но как-то ровно держали неплохую скорость. Народу в поезде за время поездки особо меньше не становилось, но и не прибывало. Все-таки выходной день, людям на работу в соседние села не надо. Насколько я понял, контингент в основном студенческий, возвращающийся домой из Минска или Орши после учебной недели. Как сказал Саша, очередь в кассу в Орше выстроилась как раз после прибытия поезда из столицы. Думаю, наши предположения верны.

    Светать начало лишь в 6 утра. Над полями стелились красивые туманы, на траве лежала изморозь... - в общем, красотища. Правда, сфотографировать ее никак нельзя было, вся прелесть на цифровом фотоаппарате ушла бы в шум, не хватало света. Места в этой части Беларуси пустынные, крупных населенных пунктов почти нет, все больше мелкие деревеньки, а оттого перегоны очень длинные, по 10 и более километров. Лишь ближе к Кричеву они начинают уменьшаться.

    Народ, как и во всей Могилевской области, бедноватый. Оно и понятно, восток Беларуси живет на порядок хуже, чем центр и запад. Может, от лени? :)

    Вокзал станции Кричев-1
    В общем, добрались до Кричева. На всей сети БЖД до этого момент существовало лишь три узла, на которых мне не приходилось бывать - Кричев, Воропаево и Поречье. Вот наконец-то одним стало меньше. Вокзал внешне очень неплохой, подкрашенный и побеленный. Понравилось и то, что вокруг него было высажено огромное количество красивых цветов. Такого не приходилось видеть ни разу! Внутри стандартный для маленькой станции набор - кассы, небольшой зал ожидания и центральное фойе с буфетом и газетным киоском. В расписании произошло одно очень важное изменение. Отныне дизель Кричев - Шестеровка ходит не по вторникам, четвергам и субботам, а только по выходным дням. Радует и то, что подозрения о переводе его в разряд "он" не подтвердились. Поезд ходит исправно.

    Тем временем наш состав отправился до ст.Коммунары, чтобы вернуться в 9:54 и забрать всю компанию в Унечу. Мы походили по привокзальной площади, я попытался снять с банкомата деньги (после чего он завис, так и не выдав мне обещанные купюры), исследовали местное городское движение, которое в основном представлено маршрутками по 300 рублей в любой конец города и редкими автобусами, все МАЗ-103 и все синего цвета. Решили, что для начала дождемся открытия банка, чтобы Саша поменял деньги, а затем отправимся на автовокзал для переписывания расписания. Банк обещал распахнуть свои двери в 8:45, но сделал это лишь в 9:10, так что у входа образовалась приличная толпа. Обменник вообще открылся еще на 10 минут позже, так что до нашего отправления в 10:18 на Унечу оставалось мало времени. Маршрутка довезла нас до автостанции за минут 10, быстро переписали расписание (в котором есть стратегический автобус на Рославль) и поехали обратно.

    В салоне дизель-поезда
    Перед посадкой успели купить пару пива и батон. Сели в салон. Как и говорил, вез нас тот же состав, что из Орши. Из Унечи он отправлялся обратно в Кричев и потом снова в Оршу. И такой вояж каждый день! Я начал завтракать привезенными из Минска бутербродами и запивать все это темным брестским портером, когда в салон ввалилась вся компания КТП. Народ быстро расположился по сиденьям, кто стал дремать, а кто требовать еды :)

    Через несколько минут тронулись. Места после Кричева стали еще более пустынные, чем после Орши, а остановки еще глуше. Сразу после станции начинается разъезд Факел, налево от которого уходит ветка на Шестеровку с неплохим накатом, направо - на Унечу. На разъезде поезд даже не остановился. Вся поездка была посвящена обмену мнениями и впечатлениями о прошлых путешествиях, благо у товарищей из КТП опыта в этом плане много. На станциях кто-нибудь расчехлял фотоаппарат и снимал станционные здания последних остановок перед границей с Россией. Это и стало причиной одной очень интересной истории.

    Места на линии сплошь пустынные
    Судя по всему, виной тому стал снимок станции Белынковичи. Кто-то из местных или из работников станции нажаловался сопровождающему поезд наряду милиции о присутствии во втором вагоне отряда "террористов", которые фотографируют станции перед дальнейшими их взрывами. Никто из нас не ожидал, что наша тайная сущность так просто будет раскрыта. Так что уже через несколько минут с компанией здоровались два милиционера. В общем-то правоохранительным органам обычно тяжело объяснить, что существует такое хобби как путешествия и что в мире есть люди, увлекающиеся железной дорогой. Но эти два достаточно быстро поняли, что перед ними далеко не террористы, а самые обычные молодые люди с фотоаппаратами. Не более. Тем не менее, сотрудники проявили бдительность и переписали все паспортные данные на отдельную бумажку.

    Мотриса АЧ-2 на станции Сураж
    И как раз в этот момент мы въехали на станцию Сураж, первую станцию Московской железной дороги и ее Брянского отделения. Станция классическая, пятипутная. Крайний путь заставлен потертыми грузовыми вагонами, левый заняла мотриса АЧ2 Унеча - Сураж, правый от нас - поезд Унеча - Гродно. Вот как бывает глухая маленькая станция задействована! Долго мы на границе не стоим. Мне почему-то казалось, что хотя бы 10 минут стоянка обязана быть (как в дизеле Витебск - Смоленск), но - нет. Быстро запшикали дверьми и двинулись дальше. Слева и справа поля пересекали многочисленные насыпи. Видимо, часть из них предназначается для защиты от талых вод пути, а часть сама когда-то была железной дорогой. Тем более, что в Суражском районе когда-то существовала большая узкоколейная система. Сразу за Суражем путь пересекает речку Ипуть, не очень полноводную в это время года (хотя большой мост говорит о том, что весной она разливается будь здоров) и, быстро набирая ход, преодолевает последние километры до Унечи.

    Дизель-поезд из Беларуси прибыл на станцию Унеча
    Унеча оказалась крупной станцией с многочисленными грузовыми составами, но без какого-то ни было движения. Дизель сиротливо стал на первый путь в отдалении от здания и заглох. И тут нас ждал второй сюрприз. Белорусский мент, все также проявляя бдительность, сообщил своему российскому коллеге, что в поезде едут какие-то непонятные люди. Скорее всего фотографы-террористы. Они затерроризировали жителей Белынкович своими снимками станции! Нужно срочно принять меры! Российский мент тоже оказался не промах и тут же потребовал наши паспорта для переписки. Кстати, на мой белорусский он почти никак не отреагировал, только спросил, куда я дальше еду. Я сказал, что на родину через Гомель. Это и его и успокоило.

    После очередной переписи путешественников, пошли на автостанцию. Там Фетисов занялся копированием расписания, а все остальные пошли обедать в некое "Русское бистро", в меню которого присутствовал жареный картофель, такая же курица, несколько салатов и куча водки. Все было испробовано.

    Мотриса АЧ2-049 сообщением Брянск-Новозыбков
    Быстрым шагом идем на станцию. Там нас уже ждет АЧ2-049 сообщением Брянск - Новозыбков, а из окна второго вагона машет Фетисов. На таком зверье мне еще не приходилось ездить. В общем-то, это тот же дизель-поезд, но два головных вагона не соединены с остальным составом переходными дверьми и имеют по кабине с каждой стороны. То есть могут ездить самостоятельно, без прицепных, что иногда и происходит на глухих участках. Таким образом получается гибрид из рельсового автобуса и дизеля. В нашем случае было прицеплено три вагона АПЧ2-049. Двери у этой штуки тоже закрываются забавно: не так, как в "дырках" или электричках, а как в междугородних "Икарусах". Смотрится интересно!

    Поехали в сторону Кричева снова, но в какой-то момент оставили справа ветку на узел, в котором уже побывали, и вышли на Полесскую магистраль, которая тянется от Брянска до Бреста. АЧ2 оказалась очень резвой штукой. Такие скорости отечественным ДР1 и не снились. Возможно, что роль играет и хорошее качество пути. На всем протяжении до Новозыбкова они были уложены на свежий щебеночный балласт и лежали на ж/б шпалах. Вокзал станции Клинцы
    На 69-километровом участке до Новозыбкова есть одна крупная станция Клинцы. Это районный центр в Брянской области. Обладает неплохим вокзалом и скучающим ментом :) Путевое развитие очень приличное, но движения по этим путям никакого. Надо сказать, что участниками поездки было выпито некоторое количество пива за город и здоровье клинчан.

    У АЧ2 есть еще одно хорошее свойство - широко открывающиеся окна. В них очень удобно высовывать голову и смотреть на красивые кривые магистрали. Что мы и делали. Учитывая, что скорость была очень приличной, впечатлений от поездки масса. Но все хорошее когда-нибудь кончается. Мы в Новозыбкове. Типичный одноэтажный вокзал, небольшая станция и несколько ментов. Здесь же ипровизированный базарчик с кукурузой и прочей снедью с подсобных хозяйств. Кто-то фотографирует расписание, Фетисов бежит на автовокзал для копирования тамошних циферок и буковок, а остальные уже садятся в ожидающий ДР1, что пришел из Гомеля.

    В дизель-поезде Новозыбков - Гомель
    Снова поехали. Слева остается кривая на Климов (туда даже ходит скорый поезд №85 из Москвы!), а мы, забыв уже о скоростях "ачки" тянемся в Беларусь. Пригородное движение через границу здесь существует лишь по пятницам и выходным дням. В другие дни с российской стороны есть движение до станции Злынка, а с белорусской - до Добруша. И здесь я окончательно засыпаю. За весь день я несколько раз дремал на станциях или в вагонах, но теперь сон сморил меня окончательно. Время от времени я открывал глаза, чтобы смотреть по сторонам и за окно, но снова проваливался в сон и полностью проснулся лишь в Новобелицкой! А Новобелицы - это район Гомеля... Уже вечерело, когда мы достигли этого самого крупного областного центра Беларуси. У КТПшников поезд в 20:10 до Фаянсовой, а мой лишь в 21:49 до Минска.

    Закрытое станционное здание платформы Перевоз (линия Гомель - Унеча)
    Выходим в город. Кто-то уходит гулять по центральной улице Гомеля, кто-то снова на автовокзал за расписаниями :), а я с Лешей Гусевым остаюсь на вокзале ужинать и выпивать. Ужин и выпивка были хреновыми. Водка после российской слишком горькой, томатный сок разбавленный, а тефтели полухолодными.

    И вот поезд. Он прибывает из Бреста с 6-7 вагонами (идет весь световой день от Бреста до Гомеля по Полесской магистрали), а в Гомеле ему цепляют еще несколько вагонов и ресторан. Прощаемся, меняемся адресами и телефонами, обсуждаем планы на будущее, и я остаюсь один. Так как делать нечего, сижу и просто наблюдаю за движением на станции. А движение очень неплохое. Вот прибыл шестисотый из Щорса, вот несколько дизелей со всех уголков пригородной зоны Гомеля, вот уехал ночной брестский... Я перебираюсь в зал ожидания, где листаю атлас, рассматривая, куда бы поехать в следующий раз и так коротаю время.

    Домой ехать я решил на 107 фирменном поезде "Белая Русь" Минск - Гомель - Калинковичи - Минск. Пожалуй, это единственный круговой маршрут в Беларуси. Он приезжает на первый путь в 21:25. Из моего вагона никто не выходит, а дверь открывает проводник из соседнего тамбура. А где мой? Я стою в нерешительности с билетом перед вагоном и лишь за 5 минут до отправления появляется проводница с мобильником руке, отчаянно уговаривающая свою дочку по телефону куда-то не ходить. За это время так и не появилось ни одного пассажира. Вагон у меня сидячий, но с хорошими мягкими креслами и ковриками на полу. Кресла удобно откидываются, да так мягко, что я заснул не доехав даже до Гомеля-Четного. И проснулся в Жлобине от холода. Что там барановичский поезд! Вот это холодильник! Зуб на зуб не попадает, вода в титане "нагреется через час, спроси в Бобруйске", изо всех щелей дует холоднющий ветер. Я кое-как укутываюсь в свитер и только сейчас замечаю, что у меня появились соседи - молодой парень и пожилой дядька. Оба не спали и стучали зубами. Я уснул.

    Лишь за 10 минут до прибытия в Минск проснулся, посмотрел на стучащих зубами попутчиков и попил все-таки чая. А затем весело посмотрел на кривую, что уходит от Пассажирского на Оршу (куда я начинал свой путь), на такие знакомые платформы... Нырнул в такое знакомое метро, доехал до своей станции и вот уже дома. Пишу этот отчет.

    Денис Б.

    >> к списку отчетов <<

    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz