Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • отчеты / лида, могилев

    ОТЧЕТЫ / ЛИДА, МОГИЛЕВ

    11-12/12/2004
    пункты поездки: Минск - Барановичи - Лида - Кричев - Могилев

    Последняя серьезная поездка по дорогам Беларуси состоялась аж в сентябре 2004 года, поэтому терпеть дальше не было уже никакой возможности. Долго и нудно вынашивался план поездки, но в общем вертелся вокруг узла в Кричеве и участке Кричев - Шестеровка, одного из самых малодеятельных в стране. Плюс к тому, в образовавшиеся выходные можно было успеть посетить еще какой-нибудь узел или участок из еще не посещенных. Выбор в итоге пал на Барановичи - Лиду, потому что из последнего райцентра очень удачно уходил поезд в нужный день до станции Кричев-1.

    В путь собрались двое участников команды - bZed и bilderwelt, skitalec отказался в виду сессионного времени и занятости. Причем bilderwelt по финансовым причинам не смог присоединиться в первый день, а подсаживался в поезде в своем родном Молодечно. На том и порешили.

    Мне же нужно было выходить из дома еще затемно, в 6:30 утра, чтобы успеть на барановичскую собаку в 7:58, которая отличается крайней медлительностью и многолюдностью. К моему удивлению на вокзале было совсем мало людей, учитывая раннее субботнее утро, характерное повышенным пассажиропотоком, а потому билет был куплен быстро и оставшееся время я посвятил покупке прессы в дорогу и выпиванию стаканчика кофе в фойе Минска Пассажирского.

    Через несколько минут была объявлена посадка с брестской стороны путей на нужный мне электропоезд. В темноте я не разглядывал номер состава, потому что давным-давно наездился во всех вагонах всех 51 электрички минского депо. Зато быстрее остальных забрался в любимый третий вагон, занял нормальное место по ходу движения и уставился в темное окно. Прошли продавцы кофея-булочек-желтой прессы, прогудел информатор и плавно тронулись в сторону Столичного.

    Честно говоря, давненько я не ездил по этому участку, последний раз в августе, когда возвращался из поездки в Солигорск и Слуцк. Хотя ничего нового, конечно же, не случилось. В Курасовщине на удивление село мало людей, еще меньше в Роще и дальше собака пошла набирать ход. Три с половиной часа пролетели достаточно быстро, потому что в основном были посвящены чтению газеты "Аргументы и факты" и высматриванию в окно. На станции Столбцы поезд стоит 15 минут, за которые все пять человек, что сидели со мной на кресле и противоположном, успели покурить. В тамбуре была поднята тема "А нахрена здесь стоит поезд?". Вариант ответа был один: "Чтобы покурить". Так и покурили.

    В Негорелом знаменитая когда-то база запаса паровозов. Паровозов больше нет, зато стоит аж 18 ТЭП60, все в плоховатом состоянии, сильно потертые жизнью. Думается, что это просто "зимовка" локомотивов, а не "вечный прикол".

    В Барановичах идет активный ремонт вокзала. Оказывается, что кассы перенесены в самый дальний угол от платформ, так что пришлось немного пробежаться, чтобы занять хорошее место в дизеле, в котором уже собралось достаточное количество людей. И это за 20 минут до отхода на Лиду! Быстро приобретаю билетик, который мне почему-то выбивают на 13 зон, хотя расстояние между Барановичами и Лидой по атласу - 95 километров, то бишь 10 зон и никак не больше. Но спорить времени не было, поэтому я быстро ретируюсь с касс и бегу в сторону четырехвагонного ДР1П-084, который и должен отвезти меня в указанный райцентр. В вагоне же мест почти не оказалось, поэтому занял свое нелюбимое - у выхода в тамбур да еще и не по ходу движения. Воспоминания у меня с этим местом не самые приятные - в поездку по ветке Могилев - Осиповичи в 2003 году я уселся именно на такое и чрезвычайно замерз. Правда, на улице тогда было заметно холоднее.

    Двинулись. Ветка на Лиду уходит сразу за развилкой на Барановичи-Центральные вправо, делает крюк и ныряет под мост, на котором идет основной ход из Минска на Брест и буквально через километр первая станция Барановичи-Северные, названная так в честь одноименного района или от того, что находится в северной части города (а фактически в северо-западной). Там садится еще какое-то количество людей и мы выходим на магистральный ход. Линия однопутная, с незапаянными рельсами, но со множеством станций и даже базой запаса. Здесь летом ходит два поезда - пассажирские Симферополь-Рига и Гомель-Гродно с прицепными вагонами из Бреста, однако зимой остается только второй, а рижский превращается в Ригу-Гомель и идет стандартным ходом через Минск.

    В Северных садится еще какое-то количество людей и дизель наконец выходит из черты достаточно большого города и отправляется на Лиду. В начале этого участка достаточно много "населенки", то бишь крупных деревень и поселков, потому и хватает стандартных трехпутных станций, на которых, конечно, нет никакого движения, кроме нашего дизеля. Буквально за 5-6 остановок количество людей в составе резко уменьшается, а перегоны становятся намного длиннее. На этом участке мне очень хотелось посмотреть на то, что сейчас представляет база запаса, которая расположена недалеко от Барановичей. Несколько лет назад я пару раз проезжал на пригородном до о.п. Клишевичи и обратно, все время обращая внимание на базу, но прошло достаточно много времени.

    И точно. С тех пор не изменилось только одно: остались те многочисленные вагоны-рефрижераторы, что и стояли там, зато появилось много нового. Во-первых, отныне база запаса стала охраняемой, во-вторых, сюда притянули две "дырки" - ДР1А-294 и ДР1-53, несколько ТЭП60 и куда-то пропал один из последних рабочих в Беларуси ТЭ3. Очень жаль, если на порезку. Вскоре после базы станция Новоельня, небольшой рабочий поселок (здесь крупная нефтебаза). Город сильно пострадал во времена перестройки и превратился в неуютный населенный пункт без зеленых насаждений. Недалеко от станции находится автостанция, откуда отправляются стратегические пригородные автобусы на Новогрудок, а также пара проходящих до Минска. В пределах станции очень большое путевое развитие на ряд дышащих на ладан предприятий. Движения по этим "усам" нет никакого.

    Вот и остановка Клишевичи. Это приблизительная граница Гродненской и Брестской областей, поэтому людей остается совсем мало, а перегоны очень длинные. Дальше мне не приходилось ездить. Пару лет назад после остановки Яцуки руководство БЖД решило поменять мост через Неман без подмены, то бишь с закрытием ветки, что привело практически к годовому отсутствию всякого движения на участке. Дизеля ходили лишь до Яцуков, а из Лиды к ним подвозили людей на четырех ЛАЗах в день. Мост наконец-то заменили, так что настало время его оценить.

    Штука действительно неплохая. Нямунас в этом месте уже широк и быстр и, как и любая уважающая себя речка, имеет право разливаться по весне на широкие просторы. Потому мост длинный, несколькопролетный, но с хорошим ограничением скорости - дизель не притормаживает. Сразу за мостом - о.п. Неман.

    Дальше леса и леса, и леса и несколько мелких о.п. Подслушав случайно разговор местных, узнал, что линию... скоро опять закроют! На этот раз в связи с заменой еще одного моста через небольшой ручеек. Во сколько времени это опять выльется, никто не знает. Вскоре после Немана мы проезжаем ту самую речушку, рядом с которой лежит уже собранный пролет. Надеюсь, что на этот раз целый год без движения поселки никто не оставит.

    Тем временем дизель приближается к Лиде. На каком-то разъезде нам встречается аж целый грузовой состав под М62-0972 с платформами полными песка. А недалеко уже от самой Лиды прибываем на станцию Минойты, на которой стоит несколько десятков полувагонов приписки станций Аульс (это под Гродно) и... Центролит (это аж под Гомелем!).

    Еще пару скрипов на поворотах, и дизель выбирается к городу Лида. Несколько притормаживаний по огородам и гаражам, и мы на станции. Лиду мне доводилось проезжать только ночью весной этого года, поэтому я был несколько удивлен таким маленьким вокзалом для такой крупной узловой станции. Быстро осмотрев это чудо польской архитектуры (вокзал восстановлен в 1947 году по старым чертежам, вроде бы так), выхожу в город. Оказывается, вокзал в Лиде по сути островной, но сделан хитро. Схема такая: основные пути - остров со станционными зданиями и паровозом-памяником - подъездная автодорога к вокзалу со стоянкой такси - несколько маневровых путей. Такси передо мной быстренько забирает какая-то молодая пара, поэтому приходится ждать следующего. Я решил, как и во всех маленьких городках, воспользоваться услугами частного извоза за небольшую плату. Вскоре подъехавший водитель, соглашается за 4 тысячи показать мне город. Отлично! Прокатившись по центральным улицам и некоторым северным частям города, прошу отвезти меня к Лидскому замку и высадить там.

    Лидский замок - один из немногих уцелевших в Беларуси. Представляет сейчас достаточно плачевное зрелище, хотя своей массивности не утерял и так же внушительно висит над городом. Проход к нему закрыт, потому что недавно, по словам водителя, обрушилась северная стена и сохраняется угроза обрушения остальных. Внутри замка никаких построек нет, они были разрушены в войну, остались только две башни по углам и сами стены. Побродив немного вокруг и сделав пару фотоснимков, иду пообедать. Давно подозревал, что найти харчевню даже в крупном белорусском городе - проблема еще та. Ближайший "ресторан" открывался лишь в 19 часов вечера, а единственное найденное кафе на автостанции было переполнено бухой молодежью. Поэтому приобретаю лишь бутылку пенного и возвращаюсь на станцию.

    У меня еще целых два часа до прибытия поезда Гродно-Унеча, поэтому решаю поесть прямо в зале ожидания бутылкой дрянного "Лидского", пачкой подгоревших "Кириешек" и ужасной сосиской в тесте. Ну чем Джа послал, как говорится.

    Сижу в вокзале. Народ время от времени накапливается и растворяется в дизель-поездах на Гродно, Барановичи, Молодечно (запомнил номера ДР1П-112 и ДР1П-117), остаюсь лишь я один. Вскоре опять появляется множество людей и также пропадает. Становится несколько скучно, хожу по станции, рассматриваю расписание и положение о попадании в приграничную зону за о.п. Вороново в сторону Вильнюса.

    Объявляют посадку на пригородный до Беняконе (в литовском варианте Беняконис). Это редкий зверь МДП-02, двухвагонник в виде рижского дизеля, а не поезд с тетками, как указано в ВЭРе. В кассу обращается парень с просьбой продать ему билет до тех самых Беняконей. Настает момент истины для меня: спросит ли кассирша паспорт с пропиской? Мы-то тоже хотим попутешествовать в ту сторону! Но парень сам предлагает ей взглянуть и протягивает серпасто-молоткастый. М-да, все потеряно.

    А через полчаса наконец-то мой поезд. Прибывает он аж на 10 минут раньше под ТЭП60-0450, так что стоянка увеличивается с 5 до 15 минут. Подхожу к своему вагону, протягиваю билет и падаю на законноприобретенное место. В этом поезде ехать аж 12 часов. Но часов не очень спокойных: в вагоне образовывается какая-то кучка лысых идиотов, предпочитающих тихому употреблению алкоголя громкие пьяные разговоры, ругань и плевки на пол. Бррр, противно. На жестком топчане я практически засыпаю, но держусь до последнего: у меня в кармане билет Молодечно - Кричев для bilderwelt, и если я просплю, он не сможет сесть в поезд. Так и проходит три часа в полутемном вагоне под песни Сектора Газа в исполнении колхозной молодежи, которые улавливает сквозь дремоту мое помутненное наступающим сном сознание. Но до Молодечно я выдержал! :)

    Перед открытием дверей на станции я объясняю ситуацию проводнице, что билет для человека у меня в кармане. Та удивленно смотрит на меня, но квиток забирает. В открытую дверь вваливается пару человек и появляется bilderwelt. Проводница спрашивает, тот ли это человек, я подтверждаю, и наконец команда "Волновод" хотя бы в урезанном составе, но объединяется.

    До Минска беседуем о жизни, о железке и завтрашних и даже послезавтрашних планах (которым, впрочем, не было суждено сбыться, объяснения ниже по тексту) и прибываем в столицу. Впервые в жизни мне приходится проезжать Минск в поезде, не выходя на станции. Зрелище вполне себе интересное: видеть вокзал родного города, на который пока что не попадешь, но необычность ситуации быстро улетучивается вместе с отправлением состава далее. На Минске-Восточном по расписанию у нас аж 8 минут стоянки, хотя торчим дольше. За это время успеваем пропустить какой-то скорый в сторону Москвы.

    Вскоре я засыпаю, потому что мало спал в прошлую ночь, а bilderwelt продолжает смотреть в окно.

    И просыпаюсь на подходах к Кричеву. Выходим на знакомой мне уже станции, проникаем внутрь вокзала и усаживаемся на кресла, в ожидании необходимого нам дизель-поезда до Шестеровки, который прибудет из Могилева лишь в 10 утра. Через час с небольшим предлагаю позавтракать при помощи небольшого магазинчика, где в прошлый раз с Фетисовым нами была приобретена великолепная булка и пара бутылок свежего Брестского портера. И вот это, скорее всего, и стало некой ошибкой, до сих пор мной непонятой.

    После короткого завтрака я вдруг почувствовал себя плохо, как будто начиналось сильное отравление, хотя позывов внутриорганизменных не ощущалось. Буквально за 10-15 минут я перепугал не только bilderwelt'a, но и даже фармацевта в небольшом аптечном киоске на вокзале. Захваченный с собой активированный уголь был быстро проглочен, но никак не помог. На свежем воздухе как-то становилось легче, но все равно сильно подташнивало и крутило. В аптеке мне предложили несколько лекарств, каждое из которых теоретически могло мне помочь в зависимости от того, что забарахлило: инфекция, печень, отравление или расстройство желудка. Наевшись этой фармацевтической дряни я действительно стал легче себя чувствовать, но о поездке в Шестеровку не могло уже быть никакой речи: слишком боялся рецессива.

    И мы решили ждать того самого Унечского поезда, чтобы вернуться в Минск. Рухнули планы о поездке не только в Шестеровку, но и на ускоренном дизеле Могилев-Жлобин-Гомель, а оттуда на 107 поезде через Калинковичи в Минск. За время ожидания bilderwelt предложил съездить в город и снять дешевый номер в гостинице, чтобы хотя бы отлежаться. Затея не удалась. Оказалось, что номера с будних дней не убраны, а не в убранные номера заселить нельзя, а уборщица придет только завтра. Советский Союз, чесслово.

    Вернулись на вокзал. Вскоре вернулся дизель из Шестеровки, который отправлялся далее в Могилев. Вдруг почему-то сильно захотелось ехать именно на нем, а уже в Могилеве пересесть на унечский поезд. Так и сделали. Состав оказался достаточно наполненным, но места для путешественников нашлись. За Кричевом линия уходит по огромной насыпи налево, оставляя справа дорогу на Оршу и вскоре соединяется с соединительной оршанской веткой. Движения, конечно, везде там маловато.

    Дизель идет очень медленно, хотя дорога в неплохом состоянии. Населенных пунктов много, даже есть один районный центр - Чаусы - с интересным деревянным вокзалом и старинной водонапорной башней, напоминающей о паровозной эпохе. Вскоре после Чаус мы встречаем... лису! Самую настоящую живую лису на опушке леса, точно также сидящую, как и в нашу поездку в Ошмяны. Предлагаю с этих пор считать это животное символом команды "Волновод" :).

    Начинаем кемарить. Время от времени я поднимаю голову, чтобы посмотреть, что творится за окном, но также бессильно ее опускаю. Въезд в Могилев продолжается достаточно долго. По широкому мосту пересекаем Днепр, проезжаем какие-то спальные районы, углубляясь в холмы или наоборот резко поднимаясь на насыпи и приземляемся на станции Могилев-1-на-Днепре. Именно так полностью звучит главный вокзал города. На тупиковых путях с жлобинской стороны стоит два дизель-поезда: один на Гомель (на котором мы предполагали поехать), а второй в тот же Кричев. Наш же отгоняют в депо. Это, кстати, был впервые виденный мной зверь ДР1ПТ-041.

    Вокзал недавно отремонтировали и привели в божеский вид. Заходим в кассы, приобретаем билет и отправляемся в буфет. Помня о сегодняшних утренних событиях, я позволяю себе лишь чашку кофе, а bilderwelt какие-то стремные чебуреки. Еще пара часов - и нас догоняет унечский состав. Наш плацкарт заполняется студентами, едущими в столицу. Снова 5 часов бесед о железке и грядущих планах, сожаления, о невыполненном сегодня и обещания, что обязательно туда съездим. Шестеровка в третий раз мной не покорена.

    Вот и Минск.

    Денис Б.

    >> к списку отчетов <<

    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz