Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • отчеты / иолча, брянск, смоленск

    ОТЧЕТЫ / ИОЛЧА, БРЯНСК, СМОЛЕНСК

    28-30/01/2004
    пункты поездки: Минск - Чернигов - Иолча - Новгород-Северский - Брянск - Смоленск

    Изначально эта поездка должна была быть чисто из плана "Вся Белорусская железная дорога". План вынашивался самым последним - 16-м, в виду того, что на этот участок БЖД, арендованный УЗ и проходящий по зоне добровольного отселения в Брагинском районе Гомельской области, можно попасть только через украинский областной центр Чернигов (в ходе поездки выяснилось, что это не совсем так: можно автобусом добраться до деревни Новая Иолча и уехать в Чернигов обратно). Соответственно поездка выходила дорогой, емкой и дальней. Тем не менее, желание посетить те чудные места было несколько больше, чем могущие возникнуть проблемы.

    Как показывает практика наших поездок, любое путешествие, даже самое небольшое (скажем, в Лепель или Гродзянку), по нескольку раз откладывается, перекраивается и выполняется с большим опозданием. На этот раз все вышло иначе: план созрел сразу после наступления Нового года, а уже в последние выходные января я садился на мой любимый поезд №86 Минск - Киев с билетом до станции Чернигов.

    Хотя не все так безоблачно складывалось. Поездка была анонсирована на форуме Клуба Транспортных путешественников, с которыми мне довелось ездить в Кричев и Унечу в сентябре 2004 года и в ходе обсуждения появились заинтересованные лица - Леша Гусев (участник того самого путешествия в Кричев), Саша Фетисов (создатель ВЭР и тоже участник кричевской поездки) и Максим Табачук (житель г.Киева). По личной переписке поездкой заинтересовался Евгений Громов, студент Транспортного университета в Гомеле и фотограф железной дороги, а также Дима Шумаров, участник нашего проекта "Волновод". Компания, в общем, подбиралась неплохая.

    Затем несколько изменился маршрут. Изначально план был проехать так: Минск - Чернигов - Новгород-Северский - Воронежская - Киев - Славутич - Иолча - Чернигов - Минск, но из-за нестыковки расписаний киевских, минских и московских поездов/автобусов, пришли к выводу, что ехать будем так: Минск/Москва/Киев - Чернигов - Иолча - Чернигов (здесь ехали только минчане и гомельчанин) - Новгород-Северский - Воронежская - Брянск - Жуковка - Рославль - Смоленск - Минск/Киев/Москва. Таким образом поездка становилась не только из серии "БЖД", но и поистине международной: с участием представителей трех стран и проходила по дорогам Беларуси, Украины и России.

    А затем пошли отмены участников: Алексей Гусев сослался на занятость на работе, Дима Шумаров на отсутсвие таких денег, Саша Фетисов на болезнь, Женя Громов на необходимость во время каникул ехать в родные Поставы. В итоге участников осталось только двое: ваш покорный слуга и Максим Табачук из Киева. С ним мы должны были встретиться в субботу днем в Новгороде-Северском, а всю первую часть поездки проходил только я один.

    Тем не менее, отказываться от плана было поздно, да и давно хотелось куда-нибудь съездить. За пару дней до отправления я купил 100 украинских гривен, 500 российских рублей и запасся достаточным количеством белорусской деньги. В итоге бумажник распух от различных купюр, а ксивник на шее весело позвякивал мелочью с прошлых поездок по России и Украине. Также на работе я заменил пришедшее в негодность служебное удостоверение на случай вопросов со стороны белорусских погранцов в приграничной зоне да еще и условно отселенной, недалеко от ЧАЭС. К счастью, доставать его так и не пришлось.

    Билет до Чернигова брал за два дня до отправления. Экспресс выдал 6 свободных нижних небоковых плацкартов и я, надеясь, что один из них достанется мне, отправился в кассы. Фиг там. Кассирша предложила только боковое нижнее, а спорить я с ней не хотел, тем более, что ехать не так уж и долго. В итоге моим местом стало №47 в третьем вагоне.

    И последним приготовлением стало торжественное включение роуминга в офисе моего сотового оператора недалеко от вокзала. В офисе произошло недоразумение, по которому мне включили sms-роуминг в момент, когда я этого не хотел. Пришлось его тут же выключить и потратить ни на что таким образом 7 тысяч рублей. Девушка-сотрудница офиса долго предлагала мне возместить ущерб из своего личного кармана, чуть не расплакалась от совершенной ошибки, на что я ей отвечал, что ничего страшного не произошло и все будет хорошо. В итоге мне включили голосовой роуминг

    На вокзал я пришел за 40 минут до отправления, так что успел выпить бутылку пива. В момент распития этого чудного напитка у меня зазвонил мобильный и высветился служебный номер сотового оператора (номера эти я знаю, потому что когда-то сотрудничал с данной компанией). Оказалось, что мне звонит та самая девушка из офиса. Она, в очередной раз извинившись за ошибку, захотела проверить, работают ли у меня корректно звонки. Я ей сказал, что все в порядке, но забыл у нее в офисе тарифы в роуминге в Украине и России. Она пообещала перезвонить и сказать, что и сделала позже. Я, немного ударившийся о пивной хмель, сказал ей, что все будет хорошо и что вообще уже все хорошо. Вот как бывает :)

    Вагон был почти весь занят, но когда мы тронулись и проводница стала разносить иммиграционные карточки, оказалось, что их берут человек 5, не больше. Я всегда знал, что киевский поезд почему-то пользуется большой популярностью у людей, едущих в Бобруйск и Гомель (ну почему не сесть на такой удобный 98-й?), часто в нем едут и студенты, но на этот раз ситуация превзошла все мои ожидания: почти весь вагон ехал только внутри Беларуси. Я быстро заполнил карточку, оставив, как всегда графы "цель приезда" и "место остановки" пустыми. Как показывала практика, на это погранцы внимания не обращали.

    Так и поехали. По вагонному радио как назло крутили Ласковый Май и незабвенного Юрку Шатунова с его надрывными девичьими песнями, кто-то тут же расположился пить водку, а я ударил по пиву и расстелил постель. Правда ложиться спать решил только в Бобруйске: как-то смущал меня народ, сидящий в ожидании своих станций и высматривающий кто и как храпит, кому ехать дальше. Проснулся в Гомеле от великого переселения народов: большая часть вагона выходила и столько же заходила. Здесь уже все ехали до Чернигова, Нежина и Киева. Еще полтора часа и незабвенная ночная граница. Белорусы быстро проставили штампы и ушли восвояси. Поезд на небольшой скорости покатился дальше и въехали в Горностаевку - первую станцию на украинской земле. Зарубежный пограничник, посмотрев на мою карточку, спросил, куда я еду и зачем и потребовал заполнить пустые графы. Я сказал, что просто турист и не знаю, что тут писать. На что получил ответ "частный визит", а место остановки заполнить чем-нибудь вроде "гостиница". Что я и сделал. Еще один штамп в мою паспортную коллекцию и быстрее ложиться спать до Чернигова, впереди длинный день.

    ...Разбудили меня уже на подъезде к Чернигову. За последние годы станцию активно расширили в виду того, что она вдруг стала приграничной и здесь происходит все оформление грузов, так что поезд довольно долго катится меж длинных грузовых составов. Правда, особо ничего не видно, потому что за окном еще глубокая ночь для этой поры года. Кстати, мы стали опаздывать на 15 минут, так что мое время пребывания в Чернигове сокращалось с получаса до четверти. Наконец скрипнули колеса, зашипели тормоза и мы прибыли. Вместе со мной из вагона выходит 3-4 человека, среди которых я первый. Первым выбегал в виду того, что я, видно, единственный, кто перескакивает на электричку до Иолчи и времени маловато.

    Сколько раз проезжал Чернигов, а вот в вокзал не заходил ни разу. Это массивное красное здание, памятник архитектуры, один из типичных вокзалов на всей линии и типичен вообще для средней полосы Украины и России. К примеру, очень похожи вокзалы в Бахмаче и Курске. Внутри - огромная пустота и множество людей. Быстро отправляюсь к кассам и расписаниям. И как нож в сердце: что-то на украинском накарябано как раз напротив моей иолченской электрички, что-то о переносе ее времени отправления с 6:19 утра на 4:03 утра! Но здравая логика все быстро расставила на свои места: в примечаниях было указано, что перенос времени отправления состоится 31 числа какого-то украинского месяца, но так как был только первый месяц в году, а число 29-ое, то перемена в любом случае не произошла. Ура! Покупаю билет, сую 10 гривен и получают квиток "туда-обратно", на котором указано "Чернигов - Иолча. Иолча - Чернигов" и цена 5 грн 98 коп.

    И в этот же момент по вокзальному информатору объявляют, что нужная мне электричка прибудет на 30-какой-то путь. Если бы не мои многочисленные поездки в Киев, я бы наверное, заплутал в поисках этого 30-какого-то пути, но так уж получается, что минский поезд стоит в Чернигове на смене локомотива как раз в тот момент, когда подают иолченскую электричку, и она всегда приезжает на тупиковый путь со стороны Гомеля. Так что я без проблем устремляюсь именно туда. Здесь же обратил внимание, что на улице очень холодно - около -10С, так что утеплился как мог, надел перчатки, шапку, подтянул выше ворот свитера и плотнее запахнул пальто.

    Еще на подходе к платформе я обратил внимание, сколь много народу ждет электричку! Узенькая трехметровая платформа не вмещала всех желающих сесть на эту собаку. Почему так, поначалу было для меня загадкой, но потом все выяснилось. Издали показались мощные прожекторы поезда и вскоре подкатила 10-вагонная ЭР9Т-667, классический минский "чемодан". Мне попался моторный вагон с ящиком электрооборудования, так что я уселся как раз рядом с ним, в надежде на то, что перехвачу хоть немного тепла. В свете ламп я наконец рассмотрел основной контингент этой электрички - рыбаки! Практически все лавки заняли грузные мужики в теплых одеждах с ящиками и бурами, появилось даже два охотника, которые еще до отправления состава стали при всех надевать поверх телогреек белые маскхалаты; и уж конечно же все начали усиленно пить водку. Учитывая, что было всего лишь 6 утра, начало дня у этих мужиков было совсем уж не плохим. Типа, с утра выпил - целый день свободен. Впереди сидящая группка рыбаков оказалась еще и глухонемой, но среди них был дядька-уникум: он разговаривал и вслух, и жестикулировал с глухонемыми.

    Наконец-то мы поехали. В темноте я так и не смог понять, как именно мы перестраиваемся на линию Чернигов - Иолча - Янов - Вильча - Овруч, но после первой же остановки где-то на окраине города, где село еще некоторое количество рыбаков, согласно моему атласу мы уже отклонились от хода Чернигов - Горностаевка - Гомель и выехали на чернобыльскую ветку. Однако в салоне так ярко горел свет, что за окном не было ничего видно. Какие-то глухие платформы, где никто не выходит и никто не садится, плюс орущие и уже изрядно подвыпившие мужики, немного вогнали меня в скуку. Но я усиленно ожидал станцию Жукотки, чтобы увидеть ответвление на странную ветку Жукотки - Жидиничи, по которой ходит одна пара в день грузопассажирского поезда из Чернигова. Объявили и эту станцию. Ветка на Жидиничи уходит сразу за ней, но оказалось сильно занесенной снегом. Этой ночью осадки, видно, были не только в Беларуси, но и в Украине, так что рельсы буквально замело. А вот стрелка была вычищена. Как, впрочем, и везде.

    Понемногу начало светать, а вагон освобождаться. Насколько я понял, в основном все рыбаки ехали до Днепра или каких-то его рукавов, а простые люди по большей части до Славутича. В общем, время стало лететь намного быстрее, когда стало что смотреть за окном. Кстати, скорость на линии оказалась очень приличной. Сказывается проведенный ремонт сразу после аварии на ЧАЭС.

    Объявили, что следующая станция - Славутич. Народ активно зашевелился. Станция подходит к окраине города, рядом с рынком. В Славутиче я бывал в апреле 2004 года во время поездки в Киев и Чернобыль и немного помню планировку города. На самой станции меня ожидает еще один сюрприз - высокая платформа! Последний раз я их видел аж в марте прошлого года на питерском узле. Видно, что пострадавшим жителям СССР давал все что мог и тратил уйму денег. Даже такую мелочь - высокую платформу - и то построили. Вагон еще сильнее опустел. Осталось совсем мало "гражданских" и немного рыбаков. Сама станция Славутич оказалось полупустой четырехлинейкой с кучкой хопперов на крайнем пути. В общем, скукота. Но... на одном из путей стояла 12-вагонная электричка ЭР9Т-671 сообщением Славутич - Семиходы. Тот самый рабочий поезд, на котором работники ЧАЭС гоняют на станцию!

    Отъезжаем еще чуть-чуть и снова высокая платформа. Она еще в черте города Славутич. Ее главное достоинство в том, что в расписании указаны не только обычные электрички до Иолчи и Неданчичей, но и семиходская собака, что говорит о том, что остановка на этом о.п. согласно служебке ЮЗЖД УЗ не для контроля и отсеивания гражданских от служивых ЧАЭС, а просто для посадки работников, живущих на окраине города. Что оставляет шанс как-нибудь попасть в эти места простым смертным.

    Информатор объявляет, что следующая станция Неданчичи - последняя на территории Украины. Неданчичи - малюсенький райцентр Черниговской области (г.Славутич административно в виде анклава принадлежит Киевской), село, в котором получают зарплату и пенсию жители отселенной и добровольно отселенной зон (30 км и 40 км соответственно). Сама же железная дорога, хоть и проходит далее по территории Брагинского района Гомельской области Беларуси, принадлежит на правах арендатора УЗ, о чем есть соответствующий документ. Однако до сих пор мне не понятно, почему УЗ выполняет рейсы далее станции Неданчичи, ведь через границу живут уже жители другого государства. Впрочем, особо это не волновало меня. Я же хотел просто пересечь в этом месте границу и посмотреть на одно из самых загадочных мест на железных дорогах бывшего СССР.

    Станция Неданчичи - вообще трехлинейка с обычными низенькими платформами, абсолютно безлюдными в это время. Здание вокзала - промерзший низенький домик с распахнутой настежь дверью и скучающей возле нее собакой. На станции выходят последние рыбаки, в том числе та самая глухонемая группа с говорящим мужиком. И в вагоне остаюсь я и еще один мужик. Двери пшикают и закрываются. Стоим.

    Так как меня немного стремала ситуация, в которую сам попал (имею в виду то, что обязательно вызову подозрение у таможенников и пограничников, пересекая границу стран в течение 20 минут два раза, вместе со всеми вытекающими отсюда заполнениями иммиграционных карточек, штамповок в паспорте и т.д.), я решил подсесть к этому мужику и выяснить, что мне будет грозить в этой ситуации, и вообще, что это за переход - упрощенный или для всех. Подсаживаюсь:

    -- Здравствуйте! А вы не Иолчи едете?

    Ко мне поворачивается голова с жутко мутными и пьяными глазами:

    -- Так точно, бл***! Мотаюсь туда-сюда, из Чернигова в Комарин, от жены к теще, бл***!

    -- А как тут с переходом? Для всех можно переходить?

    -- У тебя паспорт есть? Есть? Значит нормально, не ссы, бл***. Я, бл***, уже тридцать лет здесь катаюсь и все нормально, бл***!

    Такой сильно перегруженный красивыми метафорами разговор у нас продолжается минут 5 в ожидании украинских погранцов. Выяснилось, что мужик этот слесарь, что его очень удивило, "нах** ты приперся из Минска в Иолчу? А еще журналист, бл***!", что он никак не мог запомнить, есть ли у меня с собой паспорт, а на мое утвердительное "да" он быстро успокаивался, каялся, что алкоголик и предлагал выпить водки. На пограничников очень долго ругался, жалел и чуть не плакал, что развалили СССР и что "них** он им сумки не покажет".

    -- Вот, бл***, они скажут, "Александр Сергеевич, откройте сумки", а я им, бл***, кукиш в рыло и них** не открою! - сокрушался слесарь.

    -- Так Александром Сергеевичем звать? - поинтересовался я. - Пушкин типа?

    -- А вот, бл***, х** его знает. Пушкин или Грибоедов, точно не знаю! - с гордостью маханул стакан водки слесарь из Чернигова.

    И в это время наконец зашли погранцы. Первый попросил Александра Сергеевича открыть сумки, что тот незамедлительно проделал, а второй взял мой паспорт в свои руки и положил к себе в карман иммиграционную карточку. Паспорт мой долго в руках не вертели и тут же поставили штамп о выезде с Украины, когда я поинтересовался, что будет, если я этой же электричкой вернусь обратно. Погранец удивленно поднял брови. Я объяснил ему, что я на самом деле журналист, что мне надо сделать материал об этом необычном погранпереходе и все такое. "А что тут необычного?", еще сильнее поднял брови грозный украинский пограничник. "Ну зона там, железная дорога, людей мало...", пролепетал я. Погранцы выяснили, что я работаю в белорусской газете с названием, которое есть и у аналогичной украинской газеты, потребовали, чтобы я обязательно им выслал номер с фотографией их места службы. Александр Сергеевич радостно заулыбался, что все хорошо прошло и залебезил что-то вроде "я же говорил, что журналист, что он на этой электричке туда и обратно", но погранцы его не слушали. Один из них, вроде бы старший, сказал, чтобы я обязательно получил карточку у белорусов и заполнил ее до возвращения на Украину, но потом махнул рукой и сам вытянул из кармана пустую со словами "эти бульбаши ни хрена не дадут и подставят парня". И с этими словами с доброй улыбкой ушел в следующий вагон. Кстати, у этих пограничников я впервые увидел вместо папок с бумагами с номерами паспортов тех, кто в розыске, маленькие PDAшники, по которым они бодро щелкали перьями. Вот что значит чернобыльские деньги!

    Александр Сергеевич выпил водки и предложил мне подраться. На что я ему заметил, что не пошел бы он вон и уставился в окно. Один из самых сложных вопросов всей поездки мной был успешно решен. Ура, я еду в Иолчу!

    Стоим еще минут десять. Слесарь из Чернигова уже совсем устал от собственных речей и затих на сиденьи. По внутривагонной связи слышно, как общаются машинист и погранцы. Что-то вроде "вагон 10-й, заканчиваю", а в ответ "давай быстрее, у меня график". Наконец все процедуры окончены, и поезд трогается. Буквально сразу за Неданчичами он поднимается на высоченную насыпь, которая в итоге выходит на мост через Днепр. Река в этом месте - граница стран, а также нейтральная территория, на которой... я вижу тех самых рыбаков из Чернигова! Вот куда они ехали за рыбкой-то, в радиоактивную зону! Перед мостом наш поезд останавливается. Я заметил, что это обычная процедура при пересечении границ - просто приостановить поезд. Правда не знаю зачем все это делается. Мост, кстати, охраняемый. В принципе, тут есть что охранять. Днепр очень широк в этом месте, а берега не крутые, а пологие, так что разливается по весне он тут будь здоров. Грохочем по мосту, достаточно споро, и вскоре оказываемся на насыпи уже с белорусской стороны. Я сообщаю Александру Сергеевичу, что мы уже в Белоруссии. На что услышал "а мне пох**".

    Еще километра три и вкатываемся на станцию Иолча (поселок на самом деле называется Новая Иолча). Снова электричка не открывает двери и теперь уже с другой стороны проходят белорусские погранцы. Меня очень быстро оштамповывают, не смотря на вещи и уходят дальше, скоренько просмотрев паспорт слесаря из Чернигова. Как мы помним, Александру Сергеевичу еще держать путь в поселок Комарин к теще. Я спросил у него, каким образом это достигается. И где-то между матами услышал, что по выходным дням электричку ожидают три автобуса: на Лоев, Брагин и Комарин и стоят они недалеко от станции. Я видел эти автобусы - стандартные ПАЗы.

    Сама станция немного уставлена потертыми ржавыми грузовыми вагонами. Вокзал желтенький, приземистый и одноэтажный. Промерзший, как и неданчичский. Наконец двери открываются. Александр Сергеевич вяло жмет мне руку и быстро бежит к автобусам, как и половина приехавших сюда людей. Я только не понимаю, зачем бежать. Неужели автобусы не могут подождать, чтобы люди неспеша к ним шли? Думается, что все дело в желании не ехать стоя, поэтому народ и бежит.

    Двери открыты буквально минут 5. За это время я успеваю высунуть голову на улицу и посмотреть на дорогу в сторону Чернобыля. Горит красный свет.

    Заходит чуть больше людей, чем приехало сюда. Снова знакомое пшиканье и очередной проход белорусских погранцов по вагонам. Мне повезло, что сменилась бригада и новая видела меня впервые, так что многочисленные штампы внутри, сделанные все 29 января, никого не смутили. Мне влепили очередной штампик и, как предупреждал украинский погранец, никто не удосужился выдать иммиграционную карточку. Я и не просил, потому что бережно хранил привезенную с Украины.

    Снова набираем высоту, притормаживаем у моста, любуемся огромными просторами седого Днепра и снова знакомый вокзал в Неданчичах. Проходит бригада украинских погранцов. Что самое удивительное, местные хлопцы тоже сменились, так что и они не обращают внимание на мои многочисленные штампы и ставят мне свежий. Двери открываются, заходят немногочисленные пассажиры и едем дальше. Зато в Славутиче нас ожидает огромная толпа людей, в основном молодежи. Все места в вагонах заполняются, появляются и люди в проходах.

    День как-то совсем берет свои права и даже вылазит солнце. Так что поездка становится намного веселее, приятный гомон пассажиров и легкие покачивания вагона меня погружают в дремоту и глаза я открываю уже на подъезде к Чернигову. Плохо только то, что машинист почему-то решил отключить отопление в составе и заметно похолодало. В Чернигов прибываем на тот самый 30-какой-то путь и я устремляюсь к автовокзалу, где через двадцать минут должен прибыть автобус из Киева до Новгорода-Северского. Еще в Минске я выяснил, что автовокзал находится на одной площади с железнодорожным, так что я, как заправский черниговчанин, иду с невозмутимым выражением лица к нужному мне зданию. Внутри не очень многолюдно, отправляются какие-то пригородные автобусы. В кассе прошу билет до Северского на 10:11, на что мне отвечают 15:55. "Что 15:55? А в 10:11 разве нет автобуса?", вопрошаю продавщицу. "15 гривен 55 копеек", улыбается она мне... У меня аж от сердца отлегло. Как все-таки мы попривыкали к своим тысячам и сотням в Беларуси!

    На остановке перекуриваю в ожидании автобуса. Людей к платформе подтягивается много, а учитывая то, что у всех места без указания места, понимаю, что начнется битва за свободные кресла. Подкатывает незабвенный красный Икарус с тремя-четырьмя людьми внутри. Никто не выходит, а толпа с улицы устремляется внутрь. Меня потоком вносит внутрь, и мне удается занять неплохое место у окна. Я достал билет в ожидании того, что его сейчас проверит водитель, но он только открыл все багажные отделения и помог поставить сумки. На билеты ему было пофиг.

    Покатились по улицам Чернигова. Ни разу не гулял по этому областному центру, так что чуть-чуть рассмотрел его из окна. Все стандартно: улицы, проспекты, небольшие здания, немного сталинской архитектуры. Выезжаем за пределы города и вперед, к Северскому! В автобусе некоторые стоят в проходе, потому что не хватило мест. Наблюдая за лицами людей, как-то снова проваливаюсь в дремоту. Ехать мне долго, почти 4 с половиной часа, петляя по второстепенным областным дорогам, так что особо не всматриваюсь в окно. Иногда проплывают деревни, в которых стоят увешанные оранжевыми ленточками деревья: отголоски революции. Из дремоты выплываю только в Мене, когда место рядом со мной освобождается, и я наконец удобно располагаюсь на кресле.

    Мена - крупный райцентр - еще имеет и железнодорожную станцию на линии Гомель - Бахмач, которую я неоднократно проезжал направляясь на юг. Вскоре за выездом из городка мы пересекаем железку и снова становится скучно. В автобусе уже мало людей, дорога пустынна и заснежена, а машина движется с приличной скоростью. Давно заметил, что автобусы, в основной своей массе, передвигаются быстрее расписания. Киевский оказался не исключением. Но народ на промежуточных остановках, зная об этом, стоит в ожидании автобуса раньше, чем по расписанию. Я решаю перекусить, тем более, что последний раз принимал пищу еще у себя в квартире в Минске. Заготовленные заранее бутерброды, а также сок и пиво, становятся моим завтраком на сегодняшний день.

    После приема пищи снова проваливаюсь в дремоту. Остановки становятся все реже и реже, людей совсем мало, а встречных машин и рейсовых автобусов нет. Что ж, отличный повод для сна. Время тянется медленно, я все время посматриваю на мобильник, от скуки кидаю смски своим друзьям и подругам в Минске, пока наконец не замечаю, что где-то между холмами стала мелькать железная дорога. Наконец-то мы подъезжаем к Северскому! Смотрю в атласе, что до Новгорода остается не более 10 км, когда трасса встречается с линией Семеновка - Воронежская. Удивляет то, что линия столбофицирована! Электрификация от киевско-московского хода ответвляется здесь только до станции Шостка, а дальше поезда идут на тепловозной тяге. Но, видно, у украинских железнодорожников есть планы по продлению паутины на север.

    А вот и Северский. Проезжаем по провинциальным улочкам, видим шикарное здание вокзала, который отремонтировали совсем недавно, катимся еще метров 300 и прибываем на платформу автостанции. Я думал, что Maxy, едущий сюда из Киева, уже будет ждать меня, но оказывается, что это не так. Так что я немного осматриваюсь, захожу внутрь и решаю позвонить ему, чтобы выяснить, где он и как. Оказывается, что Maxy уже почти доехал и кружит на автобусе по городу. Вскоре появляется и он.

    Первым делом - на железнодорожный вокзал за билетами до Брянска. Из Семеновки ходит ежедневный прицепной вагон до Москвы, а также по дням до Харькова и Киева. Но так как вагон более дешевый, чем составы, к которым он цепляется, он пользуется популярностью у населения. За день до выезда из Минска "Экспресс-3" выдавал мне всего 6 свободных мест, так что особых чаяний по поводу того, что удастся купить здесь билет сразу до Брянска, не было. На крайний случай мы ехали бы до Воронежской на пригородном, а там садились на тот самый сумской поезд, к которому и цеплялся вагон из Семеновки. Плохо было то, что пришлось бы сидеть 4 часа на вокзальчике в Воронежской и меньше спать по пути в Брянск. Но нам повезло. Мне досталось место 7, а Maxy - 17. Оба нижние, не в боковой части вагона, так что все окей.

    Пошли гулять по городу. Типичная провинция с частью сохранившихся исторических зданий и огромной церковью где-то в центре. Удивил на площади плакат, поздравляющих новгородцев с Пасхой. Учитывая, что до следующей осталось не так и много, некую актуальность бигборд приобретал с каждым днем. Осмотрели церковь, посмотрели на старые приземистые домики и тут Макс вспомнил, что он забыл на вокзале пакет с едой. Взяли такси и доехали до станции за 7 гривен, попутно прикупив в магазине немного пива для меня. С вокзала решили никуда не уходить, тем более, что до прибытия нужного состава оставалось чуть более часа.

    Линия Семеновка - Воронежская имеет интересную историю. Изначально это была тупиковая ветка, но с другой стороны, то бишь с российской. Ветка шла от Новозыбкова, далее на Климов (сохранилась и сейчас), потом Семеновка и оканчивалась в Северском. Но так как россияне много раз грозились прикрыть линию, украинцы в середине 90-х достроили необходимый участок до Воронежской и таким образом линия не превратилась в островную. А было бы классно, если бы ветка выглядела так: Семеновка - Новгород и все! С одной стороны нет дороги, с другой - закрытая российская. Получился бы второй Норильск :) Беда в том, что для того, чтобы достроить недостающий кусок, необходимо было пересечесь широченную и очень своенравную Десну, которая часто меняет русло и широко разливается весной. Но о об этом мосте чуть ниже.

    Поезд опаздывал. В красивом и пустом вокзале было людно. Ехала какая-то молодая спортивная команда, а также местное население ожидало пригородного на Воронежскую. Точнее не пригородного, а грузопассажирского. Все поезда здесь имеют 9хх номера, а к пассажирским вагонам на самом деле цепляют грузовые. Кассирша сказала нам, что поезд обязательно придет и нечего волноваться. Видно, что ситуация самая обычная. Мороз очень крепчал, так что все снова вернулись внутрь вокзала в ожидании состава.

    Наконец его подали, ведомый ЧМЭ3-1110 ТЧ Конотоп. Три вагона - общаки под пригородный и один наш, прицепной до Москвы. Убитый плацкарт, очень старый, с пузатым проводником, который не проверил наши билеты и паспорта на входе, а сделал это лишь внутри. Постель вышла не дорогой, но это не помешало входу в комплект хорошим новым матрасам :) Покатились. Вскоре показался тот самый мост через Десну. Железнодорожных мостов я видел достаточно много, но такого широкого речного - ни разу. Самые длинные, по которым приходилось ездить - это через Черкасское водохранилище и Днепр в Киеве, Черкассах и Кременчуге. Но Деснянский даже в темноте показался еще более длинным! Учитывая, что построили его в тяжелые экономические времена, тем более удивительно.

    Остановок поезд делает немного. На о.п. мало людей, почти никто не выходит и лишь в Шостке есть оживление. У меня появляются попутчики, которые едут до Москвы. До прибытия в Воронежскую все уже расстелились и поужинали, включая меня. Прибыли на узловую станцию. По-моему, из нашего вагона никто не вышел и его очень быстро отцепили от состава и стали кружить по огромной станции. Наконец-то движение затихло и часть людей вышла в поселок за сигаретами и пивом, я же предпочел ложиться спать, потому что завтра вставать нужно было очень рано, включая ночные проверки на границе. Во сне смутно ощущал великое переселение народов - заход пассажиров, дождавшихся сумского поезда и прицепа нашего вагона - и все места понемногу занялись новенькими.

    Проснулся на границе. Украинские погранцы забрали мою иммиграционную карточку, привезенную еще из Неданчичей, поставили последний в этом путешествии штамп в паспорт и пожелали спокойной ночи. Опять спать. Российский досмотр происходит на специально отгороженной территории станции Брянск-1, куда мы прибыли в полчетвертого утра. Толстая пограничница мой паспорт быстро вернула владельцу, то бишь мне, а вот украинцев долго и нудно сверяла по специальной книжечке. Но все прошло удачно и нас наконец выпустили в Брянск. С Максом быстро перешли через пути, на которых стояла утренняя АЧ на Климов, спустились в подземный переход и попали в зал ожидания. С нас потребовали 10 рублей за вход, но Maxy предъявил билет с поезда и так пустили бесплатно. Зал оказался полупустым с храпящими бомжами и прочими людьми. Уселись, посидели 10 минут и решили попить чайку, согреться, что и сделали в работающем рядом буфете.

    Не спали. Общались на темы железки, функциальности системы "Экспресс", спецом по которой оказался Макс и прочим делам. В фойе вокзала поразил мент, играющий на игровом автомате "Покер", а в подземном переходе - "реальные" лысые пацаны, играющие в карты. Вокзал сам по себе оказался грязным и неуютным, причем с очень неудачной планировкой и закрытым выходом на первую высокую платформу. Дождались утра и пошли в кассовый зал покупать билеты на нужный нам типа пригородный типа экспресс Брянск - Смоленск. Почему "типа"?

    ОАО "РЖД" - контора хитрая, мы знаем. Итак, поезд Брянск - Смоленск, обозначенный за номером 6020/6021 (то бишь как пригородный), указан в расписании как экспресс (то бишь номера должны быть 8xx/8xy, но менее 850) с одним третьим классом. То бишь билеты рассчитываются как на общий вагон. Но как это сделать, если система не может продать билет по общему тарифу на пригородный (шеститысячный номер) поезд? Правильно - продавать через трафарет, вручную выписывая билет, да еще в отдельной кассе, которая работает только с 8 утра. Бред! В итоге каждый квиток до Смоленска обошелся нам в 156 рублей!

    Здесь же возникли корни и еще одной проблемы. Так как Макс до сих пор не смог поменять украинские или американские деньги на российские, в ход пошли мои, купленные еще в Минске. Но всю беду этой ситуации я осознал только в Смоленске через несколько часов. Мы же пошли в город. Сели на троллейбус и покатили по грязным холмистым улочкам в центр. Центр оказался обшарпанным, но в чем-то привлекательным. Поднялись по широкой улице, поплутали по каким-то трущобам и вышли далеко от остановки, с которой можно было уехать на вокзал. Так же потеряли время и на поиски обменных пунктов. В итоге, когда до поезда оставалось 40 минут, ехать на общественном транспорте было уже слишком поздно. Осталось такси. С нас взяли какую-то бешеную сумму в 130 рублей (у меня всего оставалось 140 и 20 гривен), но указали на обменник. Который закрылся прямо перед нами :)

    Что ж, тогда на поезд. Шесть вагонов под 2М62, раскрашенные в российские цвета, сообщением Брянск - Смоленск уже ждали на 5 пути. Мы в хвосте поезда в вагоне №1 с местами по ходу движения, что очень хорошо. Поехали плавно, чему я удивился, зная, как любит машка дергать пассажирские составы. Вскоре станция Ордженикидзеград с зеленым вокзалом, встречной электричкой ЭР9ПК Жуковка - Брянск и коротким грузовым под 2М62. Поезд, на котором мы ехали, делает остановки в основном только по станциям, в том числе на той самой Жуковке. Жуковка интересна двумя вещами: здесь заканчивается электрификация и здесь есть тупиковое ответвление до станции Клетня, куда раз в день ходит поезд. Поезд на поверку оказался обычным одним общим вагоном, который сиротливо стоял на соседних путях.

    Линия Брянск - Смоленск оказалась скучной. Станции все маленькие, скорость так себе, ехать очень долго - 5 часов. Так что опять падаю в дремоту, иногда открывая глаза на малюсеньких разъездах и станциях. Народ, тем не менее, все более наполняет вагон. В основном это студенты, едущие в Смоленск учиться после выходных, так что веселые разговоры преследуют все путешествие. К большому сожалению, я проспал станцию Рославль. А так хотелось глянуть на ответвление на Кричев! Чищены ли стрелки? Есть ли накат? Есть ли движение?

    Так как мы были в последнем вагоне, я в свои многочисленные перекуры выхожу смотреть в заднее окно. В основном линия прямая, как стрела, изредка делая небольшие повороты. Но так как местность холмистая, видны подъемы и спуски. Где-то на небольшой станции мы встречаем встречный грузовой под все тем же 2М62, а на следующей, буквально через несколько минут, - еще один. Больше их не попадалось.

    Подъезжаем к Смоленску. Огромные холмы, петляющая железка, грузовые станции и вливаемся в магистраль Москва - Брест, где снова есть электрификация. Еще множество скрипов на поворотах, плутание по стрелкам и прибытие на Смоленск на первый путь с опозданием в 5 минут. Здесь же рядом на первом пути стоит автобус с надписью "Играй, гормонь!" и ряжеными тетками и дядьками. Приехала та самая передача. Рядом с вокзалом, на котором я последний раз был аж в 2002 году, трамвайное кольцо, знакомое по прошлому путешествию в Смоленск через Витебск. На путях островной станции множество всяких составов: Д1-728, ЭМ9-001, АЧ2, а также множество грузовых вагонов под ВЛ80. Такой один проехал мимо под локомотивом ВЛ80 + еще одна секция от ВЛ80 с поднятым пантографом.

    На вокзале как на зло обменника не оказалось, пришлось ехать в город. Учитывая, что до моего поезда оставался час с небольшим, дело принимало стремный оборот. Обменник, после долгих распросов местных жителей, нашелся на находящемся рядом рынке. Там наконец-то обменяли деньги, Макс отдал мне долг и купил 20 гривен, в итоге хватало на билет (305 рублей) и небольшой перекус. Вернулись на вокзал на раздолбаном КТМ5, перекусили, купили билет до Минска (Макс уезжал в 23 часа на Москву) и вышли на платформу.

    Мой поезд №25 Москва - Брест прибыл раньше расписания. Плацкартник оказался чистым и опрятным, а попутчица - милая бабушка-москвичка, едущая до Жодино к родственникам. Все, прощаемся с Максом. Всегда приятно иметь в попутчиках интересного человека, так что в одиночестве остаюсь не грустить, а вспоминать все эпизоды поездки.

    Участок от Смоленска до Орши впервые еду в светлое время суток, но смотреть в окно особо не тянет. С бабушкой беседуем о политике, Украине, Беларуси и России, о ценах и монетизации льгот и о том, что Беларусь, Украина и Россия - неразъединимые страны. В Орше садится некоторое количество человек, я выхожу перекурить, но на улице очень холодно, так что быстро заскакиваю обратно. Хоть и стемнело, все остановки и проезжающие мимо станции знаю наизусть. Прощаемся с бабушкой в Жодино и через час - Минск, метро и теплый родной дом.

    Денис Б.

    >> к списку отчетов <<

    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz