Сделать стартовой  Добавить в избранное

  • главная
  • отчеты
  • планы
  • узлы
  • волны
  • методы
  • команда
  • ссылки
  • методы

    МЕТОДЫ

    общая информация
    как пользоваться волнами
    как ехать в поезде
    как общаться с контрой
    как ночевать на вокзалах
    как вести себя при нежелательных контактах
    как стойко переносить путешествие
    как питаться в поездке
    как ездить с напарником
    как ездить с группой
    напутствие

    Общая информация

    Волны составлены таким образом, чтобы по возможности исключить ночевку на вокзалах вообще, а в других случаях исключить ночевку на маленьких станциях во избежание конфликтов с милицией и местным населением. К примеру, волна до Киева через Сарны сначала следует до Ровно, а потом возвращается обратно к Сарнам и далее. Хочу обратить внимание, что я старался найти самые быстрые и удобные волны, но не исключено составление лучших.

    На некоторых участках дороги отсутствует пригородное движение, поэтому указаны пересадки на шестисотые поезда. В волнах иногда используются "экспрессы", особенно в тех местах, где путешествие обычными пригородными затруднительно или невозможно.

    Автор, естественно, не несет никакой ответственности за возможные изменения расписания или отмену пригородных, или неожиданный разрыв волны по технической ошибке. Проверяйте! Также автор не несет ответственности за возможные несчастья, полученные вами в ходе путешествия по волнам.

    Волны составлены с помощью расписаний "Все электрички России", "Все электрички Украины", "Коллекция расписаний" и собственной информации на время, указанное для каждое отдельной волны. (Автор старается обновлять актуализировать волны со сменой расписаний). Это не является препятствием для удачной волны, потому что отмены электричек до узловых станций происходят крайне редко, а сдвиг расписания на десять-пятнадцать минут - итог многолетних изменений.

    Как пользоваться волнами

    Волна - понятие неустойчивое и относительное. Обычно она начинается в крупном городе и затухает через 400-500 километров. Также серьезным препятствием для волны является ночное время суток.

    Приходите на вокзал как минимум за тридцать минут до предполагаемого отправления поезда. Это позволит исключить риск опоздать на поезд из-за изменения расписания. Если путешествуете официально, то есть покупая билеты, и если ближайшая пересадка на узловой станции - 5-20 минут, купите билетик сразу на два пригородных поезда от начальной станции: на тот, на который вы садитесь и на тот, на который предполагаете пересесть. Это исключит возможные неприятности, связанные с малым количеством времени на ближайшей пересадке.

    Крайне полезно иметь расписания на все пригородные поезда каждой узловой станции вашего маршрута. В идеале желательно иметь расписания по "бассейну" маршрута, то есть по ближайшим двум параллельным веткам, что идут рядом с вашим маршрутом. Не исключено, что в зимнее время часто происходят полные отмены на неделю и больше дизель-поездов и поездов с тетками, а также в связи с капитальным ремонтом участка дороги.

    Знайте, что волна - любимый вид путешествий местного населения. Из этого нужно уметь узнать все самое необходимое. Во-первых, узнайте, согласован ли ваш ближайший поезд с тем, на котором вы едете сейчас. Согласованность (а это происходит чаще в глухой местности) - залог успеха. Во-вторых, узнавайте все про возможные серьезные опоздания пригородных в связи с плохим состоянием пути, отсутствием топлива, какими-то местными причинами и т.д. Дело в том, что ваша волна может разорваться даже не начавшись!

    Как ехать в поезде

    Хочу обратить ваше внимание, что знание местных особенностей позволяет избежать ряда проблем. Узнать такие особенности можно у местного населения. К примеру, признаком плохого тона в белорусских электричках является расположение на рюкзаках в тамбуре, а вот в российских - это обычное явление. Также посоветую соблюдать элементарные правила проезда: не курить в тамбуре, не справлять нужду между вагонами, не сорить и не выпивать.

    За рюкзаком надо смотреть внимательно. Дело в том, что он является вещью повышенного интереса у местного населения где бы то ни было.

    В позднее время суток в пригородных поездах ездят в первых двух вагонах, поближе к милиции.

    Как общаться с контрой

    Контра - это контроль в пригородном поезде, цель которого - выявить безбилетников, оштрафить их, или выудить у них в собственный карман деньги. В крайнем случае выгнать из вагона. Хотя на самом деле все крайне относительно.

    Контра бывает двух видов: постоянная/входная и временная. Постоянная или входная контра - это прерогатива поездов с тетками (проверка билетов на входе, а также контроль в течение всего путешествия), а также других пригородных на глухих участках, где не на каждой остановке есть будка продавца талонов. Время от времени по вагону проходят тетушки с рулонами билетиков. Временная контра - это явление возле крупных городов, когда проверяющие заходят в поезд иногда. Частенько бывает, что не заходят вообще. Есть и исключения: так Сергей Кудряшов из Питера пишет, что однажды он ехал на поезде с тетками из Новосокольников до Великих Лук (час езды), и контроля не было вообще никакого! Делайте выводы.

    I/1. Итак, ваша ближайшая пересадка на поезд с тетками. Один из вариантов - метод одной остановки. Покупаете билетик на одну остановку, вполне официально проникаете в состав и едете куда надо. Если тетушка ничего не заподозрит. Иначе переходим к пункту II/1

    I/2. Ваша ближайшая поездка - на дизеле или электричке в глухой местности. Придется поступить более дорогим способом: купить билетик на одну-две зоны (3-6 остановок) и делать вид, что вам еще не выходить. Иначе переходим к пункту II/2

    I/3. Третий случай - пригородный возле крупного города. Ничего не покупаем и садимся в вагон с умиротворенным лицом. Иначе переходим к пункту II/3.

    II/1. Придется уговаривать, ведь вы полностью зависите от тетки в поезде. Хочу отметить, что случаи высадки крайне редки, потому что поезда с тетками ходят по глуховатым местам.

    II/2. Дождались контры? В дизель-поездах, если вас заподозрили в чем-то, тетушка с рулончиком обязательно вызовет настоящего контролера. И вместе с ним переходим к пункту II/3.

    II/3. Классический вариант: "Я еду туда-то и туда-то, денег нет, но ехать надо". Классический ответ: "Плати штраф" - "Нету" - "Выходи в тамбур". Тут два варианта: или про вас забывают, или продолжают теребить. Можно дать небольшую мзду и от вас отстанут. Если денег вообще нету, и от вас не отстали, могут и высадить. Но знайте и свои права: никто не имеет права ссадить в темное время суток на остановке без зала ожидания, то есть только на станции. А пока вы будете ждать следующей станции, про вас опять могут забыть. Если же все-таки вывели из вагона или вы сами вышли при приближении контры, то остается пункт III/1.

    III/1. Вспомните забеги на короткие дистанции на уроках физкультуры в школе. А теперь бежим в вагон, который контролеры уже проверили.

    Как ночевать на вокзалах

    Более важным явлением при пользовании волной, чем ночевка, может быть только контра, которая грозит порвать вашу волну даже не зная о ней. Итак, ночуем.

    Если вы едете далеко, то ночевать на вокзалах придется. Если не хотите этого - садитесь на ночной пассажирский поезд до ближайшего крупного города и оттуда снова начинайте волну. Если денег или желания нет, тогда на боковую.

    Классифицировать вокзалы по типу ночевки на них - дело неблагодарное, ибо все слишком относительно и индивидуально для каждого из них.

    Вообще, постараюсь дать главный совет: ночуйте в крупном городе! Это облегчит и вашу утреннюю волну, и исключит нехороший контакт с ментами, и скорее всего исключит контакт с местной гопотой.

    Шикарные вокзалы по типу минского с классными залами ожидания, с кучей закусочных, с сиденьями без ручек - это скорее исключения чем правило. Потому что скорее вам придется вдыхать затхлые ароматы вечно передвигающихся таборов цыган (Брест), отбиваться от злющих клопов (Красный Лиман), постоянно контактировать с ментами на предмет "Ваши документы" (Москва), вести дипломатические беседы с местными бездельниками (Гомель). Ночевать на вокзале - проблема!

    Во-первых, осмотрите самые необходимые вам места: зал ожидания, туалет, табло поездов, выход в город, отделение милиции. Зал ожидания в идеале должен обладать таким качеством как "сиденья без ручек", что бывает в последнее время все реже и реже. Если же сиденья с ручками, то возникает две проблемы: нормально расположиться для сна и контроль за поклажей. Если ручек нет, то рюкзак кладется под голову, а если есть, то ставится на соседнее место и за лямку привязывается к руке. Документы и деньги кладите только во внутренний карман, плотно его застегивайте и застегивайте куртку, где расположен карман!

    Туалет. Помимо основного предназначения, WC становится источником воды (а следовательно питья и мытья).

    Табло для информирования пассажиров о прибывающих и уходящих поездах обладает таким важным качеством, как отмены пригородных. Благодаря тому, что вы быстро узнаете об изменениях, у вас будет время изменить волну благодаря расписаниям, которые вы конечно же не забыли дома.

    Выход в город и его расположение играют важную роль в случае необходимости быстро покинуть здание вокзала, или наоборот вернуться в него. В любом случае, полезно знать, какие двери открыты, а какие нет. Особенно в вокзалах островного типа.

    Во-вторых, важным моментом является выбор места. Главное его качество - тепло. Значит идем подальше от входов и ближе к батареям. Как это ни странно, правило нужно соблюдать и летом. Второе качество места - его нетранзитность. То есть через ваши ноги не должны проходить потоки от билетных касс к выходу, от буфета к туалету. Такое место на вокзале найти бывает тяжело, но оно дорогого стоит.

    В-третьих, полезно прибиваться к кучкам других пассажиров. Это снижает риск нежелательных контактов, о чем мы с вами поговорим в следующем разделе.

    Как вести себя при нежелательных контактах

    Контакты делятся на две большие части: полезные и вредные. О полезных мы почти поговорили в предыдущих главах, а вот о вредных пока что нет. Вредные контакты я разделил бы еще на две большие части: органы правопорядка и местное население. Как известно, местное население в основном несет пользу для путешественников, но существуют и негативные моменты.

    Основная проблема - гопота, то есть лысые бездельники, пьяницы, наркоманы и просто скучающие здоровые пацаны. Существуют несколько мест на пространстве бывшего СССР, где явление гопников развито необычайно. Первым делом это промышленные районы: Кузбасс, Донбасс. Вторыми идут всесоюзные тюрьмы: Вологодская и Архангельские области, Воркута. Третье - национальные розни: Приднестровье, автономные округа в Грузии.

    Что же делать, если к вам подошли и "попросили закурить"? Не паниковать - это раз. Поискать глазами хотя бы сочувствие у случайных пассажиров, а также представителя органов правопорядка. На вопросы типа "пойдем поговорим" отвечать "мне с тобой не о чем говорить" или "давай говорить здесь". И только в крайнем случае показать свою силу.

    Если вас волокут куда-нибудь по-темнее, остается только громко взывать о помощи. Именно на крупном вокзале вам помогут, а вот на маленьком основными силами и будут ваши враги.

    Милиция на некоторых станциях крайне не любит одиночек с рюкзаками: он будет весь перевернут, документы проштудированы. Они хотят мзды. Но давать ее каждому не стоит. А потому смело отмазываемся фразами типа "жду утреннюю электричку на Харьков". Запомните, что пребывание в чужой стране должно быть сопровождено необходимыми документами: паспорта и таможенной регистрацией.

    Вообще, главное правило для избежания нежелательных контактов: не притягивайте их к себе. Вроде бы просто, верно?

    Как стойко переносить путешествие

    Как это ни странно, в один ряд с такими проблемами при путешествии волнами как контра и ночевка, я смело ставлю проблему стойкости. Если в ближайшие 8 часов нет ни одного пригородного поезда, от одной это мысли бывает становится тяжело. Чувствуется, что было бы неплохо немного помыться и покушать горячего. И вообще, достала боль в копчике от деревянных сидений и грязь вагонов! Достал напарник своими привычками, достали нежелательные контакты.

    Мой вам хороший совет: просто терпите и по возможности получайте удовольствие от поездки. Потому что трое суток в электричках - это далеко не подвиг. Гуляйте по городам, где вы останавливаетесь в ожидании следующей электрички, если хочется, переночуйте в палатке в лесу, умойтесь в речке.

    Как питаться в поездке

    Питаться нужно хорошо и жетально вкусно. Чтобы хандра от постоянных перестуков колес перестала доставать. Вообще, лучшим руководством по питанию в путешествии я считаю "Практику вольных путешествий".

    На питание в день вы будете тратить столько же денег, сколько тратите сидя дома. 1 доллар или 100 - берите с собой столько денег, сколько считаете нужным.

    Важно иметь при себе "торпеду", железную кружку, ложку, емкость для воды. Шикарно - если котелок, потому что в некоторых отдаленных районах он может очень пригодиться. Неплохо, если у вас будет с собой небольшой запас еды, который можно пополнять на крупных станциях.

    Источники еды: базары (спрашивайте где дешевле), пристанционные магазины, железнодорожные столовые. Источники воды: туалеты, буфеты, те же столовые. Там же можно бесплатно что-то вскипятить.

    Не хочу советовать питаться лапшой быстрого приготовления, но делать нечего. Это быстро, относительно вкусно и дешево. Но хочу заметить, что добавить к этим пластмассовым макаронам что-то типа овощей крайне желательно. Кстати, обратите внимание и на растворимые каши и пюре. По ощущениям, желудок их воспринимает намного лучше.

    Как ездить с напарником

    Ездить с напарником нужно немного аккуратней, чем в одиночку. С одной стороны, веселее, спокойнее. С другой - никто не знает, как поведет себя человек в таком длительном путешествии. Вполне возможно, что его безобидная привычка ковырять грязь под ногтями станет для вас настоящей бедой.

    Напарник хорош на "проблемных" станциях, где важно чтобы один дежурил, а другой в это время отсыпался. Так вы очень снижаете риск что-либо потерять или отдать на растерзание ворам. Также к двоим реже цепляются менты и гопники.

    Зайдем снова с другой стороны: не бросит ли ваш товарищ вас на пол-пути по злому умыслу или по случайности? В 50% незнакомый человек обязательно отколется и пойдет своим путем. Если он самостоятелен и самоходен, конечно. Злой умысел нам не интересен, а вот случайность разберем подробнее.

    Важно передать друг другу информацию о том, где кто и как едет. Понятно, что телефоны-телеграммы-факсы-электронные почты мы отвергаем, потому что кроме электронки реально применить что-то будет тяжело. Для связи я предлагаю два способа: марки и туалеты. Марка клеится на заранее условленном месте на вокзале, а затем читается едущим позже. Важно ехать одним маршрутом и знать маршрут наизусть от и до, особенно все его узловые станции.

    Туалет - способ еще интересней, тем более марку в нем применять не надо. Выбираем первую кабинку мужского туалета на каждой узловой станции после расставания напарником и незаметно на стенке ставим значок или пишем, что и как происходит. Туалет моется (а особенно его стенки) в самую последнюю очередь, то есть почти никогда. Единственная беда - закрытые на ночь туалеты, ремонт, ремонт нужной кабинки. Уславливаться на такие случаи нужно отдельно.

    Как ездить с группой

    Если с напарником ехать намного спокойнее, чем в одиночку, то ехать группой - значит повысить риск негативных контактов и проблем с контрой ровно до уровня одиночки, а то и больше. Поэтому если есть возможность, разделитесь по принципу м+м+ж или м+м+ж+ж, или м+м, где м(ужчина), а ж(енщина). Почему я сознательно не ставлю пару м+ж? Хоть так ехать намного более веселей, статистика утверждает: проблемы с местным населением будут обязательно. Здесь и личный опыт и опыт моих коллег.

    Также важно на всем пути расставить точки общего сбора всей группы, а сообщения друг другу передавать либо с помощью интернета, либо с помощью марок и туалетов.

    Если едете всей группой сразу, примите во внимание факт, что ночевать на вокзале вместе и легче и проще. Легче - потому что внешне спокойней, а труднее, потому что намного тяжелее подобрать место.

    Напутствие

    Мы рассмотрели все основные проблемы путешествия с помощью волны. Надеюсь, что мои практические рекомендации смогут вам помочь преодолевать расстояния с помощью пригородных поездов. И пусть вам способствует удача!

    Денис Б.
    текст 2001, с исправлениями 2004, 2008


    © 2002-2009 Денис Б.
    subway@tut.by


    Железнодорожное Кольцо

    Hosted by uCoz